Логотип La Sea
Школа музыки и вокала
La Sea
  1. Главная
  2. »
  3. articles
  4. »
  5. Два способа поведения нормальных вокалистов на сцене. И еще один для зажравшихся…

Два способа поведения нормальных вокалистов на сцене. И еще один для зажравшихся…

Оглавление

Вокалист без сцены – как бургер без кока-колы

Чтобы всё было сочно и калорийно нужна красивая подача. Об этом и поговорим в нашей статье. На что же можно опереться новичку в психологическом и физическом плане? Какие два способа поведения артиста на сцене могут применять и любители и профессионалы?

В современном шоу-бизнесе сделаны все мыслимые и немыслимые, морально приемлемые и фу-фу-фу вещи. Солист-кузнечик, платье из мяса, мат, наряды на грани *****графии, поджигание инструментов… и даже (о, ужас!) пиджак со стразами! Что еще хотите, уважаемая публика? Какого еще хлеба и зрелищ? Как ещё больше сойти с ума, чтобы заработать свою копейку музыкой? А может, вернуться к истокам, надев дедов смокинг? Превратиться в любителя нафталина и исполнять советскую классику в оригинальной аранжировке с электрогитарами “Урал”?

В чем сила слова?

В чем сил, брат? Сила – в правде. А для вокалиста – в правдивой мотивации

Теперь немного биологии… Начинаем курс “Физиологические основы мотивации”. Читать следует вслух менторским тоном.

Про эту самую мотивацию написано несколько тысяч тон макулатуры. «Раскрепостись», «откройся», «прочувствуй», «будь королевой», «порхай как бабочка, жаль, как быстро летит время, столько всего мимо прошло…».

Точкой же отсчёта всегда будет удовольствие от дела, которое ты выполняешь. При том не сиюминутное, а долговременное!

Наш мозг развивался с незапамятных времён. И даже сейчас имеет отделы, которые были ещё чуть ли не у рыб и первых пресмыкающихся. Искомые в современном обществе серотонин, дофамин, окситоцин – это винтики одного из самых старых эволюционных механизмов.

Подробнее об этом мы писали в статье о мотивации творческого человека – можете заглянуть, но потом обязательно возвращайтесь!

Два способа поведения нормальных вокалистов на сцене. И еще один для зажравшихся...

Серотонин в жизни вокалиста

Серотонин – это не только про “умиротворееееееееение”. Он участвует в регуляции сокращения сосудов, межклеточном обмене веществ, моторике желудочно-кишечного тракта (привет раздраженному кишечнику).

На настроение серотонин влияет особенным образом. Вспомните африканских барсиков с рыжей гривой, самодовольно лежащих под деревом. Или даже вашего домашнего котика, не испытывающего мук совести после устроенного ночного тыгыдыка. «Мне абсолютно всё равно, я красавчик!» – именно так выражается высокий уровень серотонина. Низкая тревожность, отсутствие спешки, щепотка самодовольства. Хищник в дикой природе имеет мягкие, вальяжные движения. Но чуть что – сразу вступит в схватку.

Старая школа психиатрии причисляет серотонин к тормозящим нейротрансмиттерам. Но это мнение устарело. Когда циклы обмена веществ организма имеют расстройство с избытком возбуждения, серотонин выступает как тормоз, подавляя этот избыток. Когда же нервной системе недостаточно возбуждения в сенсорных и исполнительных органах, серотонинная система дает им энергетическую поддержку. Для этого она применяет свою тесную связь с нейропептидами гипоталамуса.

У мужчин с высоким уровнем тестостерона практически не бывает низкого серотонина. Оба этих вещества имеют взаимодополняющее влияние в мужском организме. Отсюда боеготовность, уверенность, прямой взгляд, ровная походка.

При низком серотонине часто возникает депрессия, БАР, СРК, циклотимия, отёки, рост жировой прослойки, приходит сутулость, нервозность, плаксивость, тревожность. Ещё и повышается пролактин: происходит рост груди, хочется обнимашек, поглаживания головы. Фактически, от мужчины может остаться одна оболочка и надпись «пол мужской» в паспорте (рядом со штампом о разводе). Это практически инвалидность. Поэтому даже на примере серотонина важно следить за своим организмом.

Два способа поведения нормальных вокалистов на сцене. И еще один для зажравшихся...

Дофамин в жизни вокалиста

Вы удивитесь, однако дофамин – это тоже не «гормон радости»! По последним исследованиям, он играет чрезвычайно тонкую роль в регуляции нашего поведения и других систем. Например, также как серотонин, дофамин влияет на моторику ЖКТ. Однако, в отличии от серотонина, дофамин снижает перистальтику кишечника и уменьшает скачки инсулина, приводя в равновесие чувство аппетита. Импульсивное переедание, риск диабета и ожирения – это верхушка айсберга, с которой справляется дофамин.

А что с настроением? Дофамин не вызывает фактической радости, а влияет непосредственно на мотивационную и реакционную сферы. Если описать одной фразой действие данного нейромедиатора, то она будет звучать как «гормон ожидания события».

Нормальный уровень дофамина закрепляет реакцию нашего мозга на полезные в смысле выживания вещи. От желания скорее выпить чаю, придя с улицы, до глобальных – вроде получения «Грэмми» за вклад в музыку.

С этим гормоном мы явственно ожидаем результат наших даже незначительных действий. Вот почему люди с депрессией не могут выполнять свои обязанности – мозг просто не видит ценности ни в чем. И напротив: у людей без депрессии нет вопроса мотивации. Мозг думает о решении интересной задачи и тут же загорается путями решения. И вот ты уже встал с кровати и идёшь покорять мир, забыв про завтрак и чистку зубов.

Вспомните себя в детстве! Многие вставали раньше взрослых, брали игрушки и садились в них играть. А теперь вот выросли, и играть в новые игрушке как-то не хочется…

  • Низкий уровень дофамина прямым образом вызывает когнитивные нарушения. «Тупнячок и залипание», с которым сталкивается молодой депрессивный организм, имеет огромные шансы привести к раннему слабоумию.
  • Нарушения дофаминергической нейротрансмиссии снижают способность концентрировать внимание на определённых вещах, адекватно переключать фокусировку сознания. А без этого ни книгу почитать, ни жизнь распланировать.
  • Наконец, люди с низким дофамином склонны к нестабильным связям и перверсии поведения.

Резюмируем всё сказанное. Мотивация – это в первую очередь хорошая работа нейромедиаторной системы мозга и здоровье ЦНС. То, что раньше помогало нам охотиться, адаптироваться, спасаться и продолжать род, теперь стало контролировать выполнение более сложных задач.

Два способа поведения нормальных вокалистов на сцене. И еще один для зажравшихся...

В здоровом теле – здоровый дух. В здоровом духе здоровый тел

Связанного со сценой человека некоторые узнают по походке. Расправленная грудь, прямая осанка, излишне яркая для серой улицы походка, прямой взгляд. Для кого-то данный набор – повод едко усмехнуться. Другие восхитятся. А мы разберёмся, зачем это артисту.

То, как человек ведет себя на сцене очень сильно зависит от его физиологии и здоровья. Итак:

  • Ваши анализы крови в порядке.
  • Психолог подтвердил, что депрессии у вас нет, даже в скрытой форме.
  • С утра вы встаёте с хорошим настроением, бегаете и прыгаете.

Короче, в целом всё «норм».

По ряду исследований, физика тела имеет «пинг» к реакции нейромедиаторной системы. Говоря простым языком, наш мозг поднимет уровень тех желаемых гормонов, если мы соответственно подстроим своё поведение. Прямая спина, уверенная походка, осанка, уверенный взгляд несовместимы с тревожностью, слабостью и плаксивостью. Вспомните себя в моменты жизненных неурядиц: поникшая голова, впалая грудь, опущенный взгляд… А это всё признаки низкого серотонина. Открываем секрет! В обратную сторону все тоже прекрасно работает! Идя от обратного можно восстановить химию организма.

  • Осанка.
    Тренируйте себя каждую свободную минуту сохранять осанку. Идя по улице, читая книжку, сидя на стуле у компьютера. Долго и планомерно приучайте себя, и уже спустя несколько месяцев постоянных тренировок вы будете иметь ровную спину по умолчанию. Возможно, тут потребуются физические тренировки, массаж и ЛФК, т.к. проблемы с осанкой могут лежать не только в психологической плоскости.
  • Расправленная грудь.
    Существует достаточно простое упражнение, которое осваивают певцы в музыкальных колледжах на актерском мастерстве. Визуализируйте прочный крюк, закреплённый в середине вашей груди. Теперь прикрепите к нему трос, условно расположенный под углом 45°. Этот трос как бы тянет вас за грудь вперёд и немного вверх. Ходите так по комнате или залу, отрабатывая это ощущение. Вас ведут не только ноги, но и эта воображаемая тяга!
  • Походка.
    Забудьте про вялость вашего тела! Никаких ног-сосисок / рук-базук сарделек, беспорядочно запинающихся друг об друга. Ноги обязательно должны идти параллельно друг к другу. Это легко отследить по стопам. Если они заваливаются на бок, носки смотрят друг на друга или врозь, то, во-первых, посетите ортопеда. Подберите удобную обувь. Во-вторых, отрабатывайте в удобной обуви ровную походку. Стопы идут всегда параллельно друг другу! Никакой медвежьей поступи и шарканья!
  • Лицо и взгляд.
    Не зря говорят, что глаза – зеркало души. Бегающий неуверенный взгляд не добавит баллов вашей внутренней самооценке. Как и внешне, не привлечёт к вам других. Сюда же отнесём опущенный подбородок, аморфное выражение лица, незакрывающийся рот. Мимику и выражение лица нужно тренировать перед зеркалом. А также регулярно, даже на работе или в магазине, контролируйте выражение лица. Закройте рот, чуть приподнимите одну бровь, сложите губы ровно. Лицо дурачка на сцене не красит.
    Научитесь с интересом и вызовом смотреть на окружающий мир. Это доступное каждому, но сложное психологически упражнение. Осматривайте людей, смотрите в глаза идущим мимо. Заставляйте себя фокусировать взгляд на глазах другого человека! Если страшно, тренируйтесь на кошке. Однако, скорее всего она окажется морально сильнее вас. И за эту выходку вам придется заплатить собственной кровью…
vnimaniye_1

Так как же вести себя на сцене вокалисту? Два хороших сценария

Перед тем, как выбегать на сцену, надо вспомнить порядок ног при ходьбе. Также не лишним будет дышать и иногда моргать, чтобы роговица глаз не высохла.

Далее вам понадобятся азы актёрского мастерства. Речь не идёт про высшее театральное образование. Однако хотя бы курсы пройти нужно. Вы научитесь входить в образы и состояния по К. Станиславскому или М. Чехову.

Чтобы выразить какую-либо эмоцию, нужно её либо заново пережить в моменте, либо очень точно сымитировать. А зрители далеко не дураки! У них всё честно: либо верю, либо не верю. И соответственно во втором варианте никто вас не станет слушать. И денег больше не дадут…

Освоив базу актёрского мастерства, можно подходить к сути. Как мне, собственно, вести себя на сцене? Есть два… подхода.

Возьмём усреднённый вариант – эстрадная музыка. Вам нужно выйти и что-то спеть. До этого вы абсолютно точно поняли, что:

  • Вам это надо. Музыка – ваш второй супруг, и без этого никак не обойтись. Гормоны хлещут, шестеренки в мозге работают на полных оборотах.
  • Вы знаете, что на сцене не надо быть сутулой крокозяброй с шаркающими ногами.
  • Вы кое-что смыслите в актёрском мастерстве. Не МХАТ конечно, но и не ДК им. Пумпы и Лумпы.
Два способа поведения нормальных вокалистов на сцене. И еще один для зажравшихся...
  • Академическая техника поведения вокалиста на сцене (способ раз).

Академический он, потому что корни его уходят в академическое театральное искусство. Артист здесь как в театре – в образе и состоянии, которое нужно для исполнения конкретных композиций.

Выйдя на сцену, он не осматривает зрителей! Напротив, в его уме уже сложились предлагаемые обстоятельства и эмоции, которые он должен пережить во время исполнения. Тоска о разбитой любви, какой-либо протест, клич, или рассказ – это всё происходит внутри певца.

Взгляды, жесты, поза – всё направлено и сфокусировано к мыслям, чувствам и образам. Часто, исполнитель в это время смотрит будто вдаль и ввысь, не видя в реальности ничего, кроме своей яркой фантазии. Либо выражает телом шоу, как например Майкл Джексон.

Да, вы не ослышались, современные исполнители также используют данный метод. Особенно когда их выступление во многом состоит из яркого шоу с элементами театра. Поэтому сие не только прерогатива оперных певцов.

Плюсы академического подхода:

  • Яркое вживание в образ, что вызывает активное сопереживание зрителя.
  • Отсутствие зависимости от реакции зала. Равно как и улавливание нужного настроения аудитории.
  • Достоверная, правдивая передача смысла исполняемого.
  • Черпание сил из предлагаемых обстоятельств.
  • Проверенный веками способ, который работает, при качественном подходе, всегда.

Минусы академического подхода:

  • Отвлечённость от аудитории;
  • Нет универсальности: панк рок с таким подходом будет скучным…
  • Ошибка выбивает из колеи;
  • Сложность в нахождении своих образов, если исполняется чужая композиция.

Ошибки академического подхода:

  • Самая основная ошибка здесь – отсутствие автоматизма. Вы вроде как должны находиться в образе, а в голове думаете, как технически спеть сложную ноту, как оценит публика.
  • Чем особенно страдали исполнители СССР – пытаясь находиться в образе, они со страхом поглядывали в зал. Ошибившись или что-то забыв, сразу замыкались в себе. В результате падала результативность шоу.
  • Плохая актёрская игра здесь тоже сыграет злую шутку. Отстранённость будет видна невооруженным глазом. А попытаясь чуть более «по-эстрадному», открыто исполнить песню, не получается ни свободной подачи, ни нахождения в образе. По итогу – выступление тухлое и скучное. Либо второй аспект плохой актёрской игры у певца. Поведение становится похожим на робота или манекена, ничего не выражающего. Выступление становится нафталиновым. На сцене – ВИА “Зажатые нелепые истуканы”! Если во время исполнения нет подкрепления гормонами мотивации, удовольствия от такого выступления не получит никто. Ни сами исполнители, ни зрители – сопереживать нечему.
Два способа поведения нормальных вокалистов на сцене. И еще один для зажравшихся...
  • Эстрадная техника поведения вокалиста на сцене (способ два).

Практически полная противоположность первого подхода. Он пришел к нам с Запада, где господствовал камерный джаз, блюз, негритянский госпел и спиричуэлз, «белый» кантри.

Отличается данный подход тем, что исполнитель здесь наоборот – находится с аудиторией. Смотрит в зал, общается со зрителями и даже подшучивает!

Это само воплощение свободы и прямого общения с залом. Если вы харизматичный и яркий человек, исполняющий современную музыку, то этот подход для вас. Вы – и есть шоу! Улыбка, взгляд в глаза, доверительный тон – и огромный зал в ваших руках. Зрители заряжают вас, а вы – их!

Плюсы эстрадного подхода:

  • Свобода и искренность.
  • Вольность в проявлении себя, своей харизмы и индивидуальности.
  • Непередаваемые ощущения от владения вниманием зрителей, одобрением от них.
  • Если вы реально яркая личность, люди будут приходить на ваш концерт не смотря ни на что. Пусть музыка слегка устарела, погода “швах”, билет дорогой, а зал холодный. Вы вызываете изменённое состояние сознания по принципу катарсиса. Поверьте, найдутся и деньги на билет, и погода будет проигнорирована, и музыка станет практически вспомогательным инструментом самовыражения.
  • Ошибки и индивидуальные особенности можно превратить в часть шоу.

Минусы эстрадного подхода:

  • Надо постоянно раскачивать аудиторию. Если из вас слабый оратор и вы стеснительны, то будет полный провал. Некоторые даже сочтут это кривлянием и бескультурьем.
  • Отсутствие универсальности, как и с первым подходом. Если вы начнёте под мировую классику заигрывать с аудиторией, то это будет смотреться пошло и неуважительно. Раскрепощаться надо либо на своём материале, либо на лёгких композициях. Панибратство и игра с залом под «Show must go on» – это кощунство …а ведь Фредди Меркьюри занимался боксом и спринтерским бегом. На том свете вас догонит и побьет.
  • Легко перейти грань от харизматичной свободы к раздолбайству и пофигизму.

Ошибки эстрадного подхода:

Ошибки здесь менее явные, но всё же имеются. Отчасти они описаны выше: плохая работа с залом, риск стать кривлякой, уйти вразнос от вседозволенности. Вся сложность состоит как раз в соблюдении данного баланса, не потеряв свободы и харизмы.

Два способа поведения нормальных вокалистов на сцене. И еще один для зажравшихся...
  • Совмещенная техника поведения вокалиста на сцене (способ два с половиной).

Совмещение принципов где-то уместно, где-то непозволительно. Например, если в кульминационные моменты артист, выступающий по эстрадному подходу, войдёт в образ, закроет глаза, нарисует четвёртую стену и сделает красивый жест – это смотрится прекрасно!

Однако, если вокалист, выступающий по академическому образцу, вдруг выйдет из образа и начнёт шутить с аудиторией, затем вернётся в свои переживания, то это можно описать современным термином «кринж». И этим, кстати, опять грешат выходцы из пост-СССР.

Два способа поведения нормальных вокалистов на сцене. И еще один для зажравшихся...

Нехороший (третий) способ поведения вокалиста на сцене – “Светлоликий Маэстро”

Ещё встречается редкий, максимально некрасивый подход. Вернее, его отсутствие. Именитые и заслуженные музыканты иногда решают, что они «своё отпели». Только вот почему-то продолжают собирать полный зал… И не утруждают себя ни качественной актерской игрой, ни хорошим взаимодействием с залом. В проигрыше могут начать общаться со звукорежиссером, начать со сцены подстраивать гитару, вальяжно прогуливаться по своим делам. Так и хочется сказать: «Устал – уходи!».

Безусловно, в 60 и 70 лет ты не будешь прыгать по сцене, как это делал в 30. Нормально -успокоиться, чуть сменить стиль подачи. Нормально наслаждаться непосредственным общением с преданными зрителями, как со старыми друзьями. Но позвольте! Тогда переформатируйте свои выступления в квартирник, в онлайн-трансляцию. Или найдите новые краски своего творчества, чтоб вам снова стало интересно. Сядьте, в конце концов, на стул и спойте под гитару все свои песни в акустическом варианте. Масса вариантов, кроме отвратительного отношения к концерту и зрителям.

Да и вопрос: если музыканту уже не интересно, он не горит, нет тех самых “гормонов радости”, то что от него остаётся? Постаревшая жаба с песнями, граничащими с антиквариатом.

Школа музыки и вокала LaSea в Екатеринбурге – записаться на занятие

Спасибо за прочтение статьи) Мы старались, правда-правда) Понравилось? Поставьте звездочку внизу. А если хотите познакомиться с нами лично и научиться петь / играть / выступать – мы работаем для вас на ул.Мраморская,13. У нас живые уроки, посиделки, своя профессиональная сцена. Театр и музей музыки. К нам можно зайти после покатушек на Уктусе, отдыха в Бадене, шопинга в Глобусе или… просто так).

Музыкальная школа LaSea: уроки вокала, аккомпанемента на гитаре, фортепиано, актерское и ораторское мастерство, живые выступления на собственной сцене.

Нажми для оценки
[Голосов: 4 Среднее: 5]