Открытие школы – Осень 2024

La Sea
  1. Главная
  2. »
  3. articles
  4. »
  5. Певческий голос. Часть 2: Резонанс и форманты. Как образуются гласные звуки.

Певческий голос. Часть 2: Резонанс и форманты. Как образуются гласные звуки.

Оглавление

Явление резонанса

В предыдущей статье мы обсудили природу звука и остановились на явлении резонанса.

Резонанс в физике – резкое возрастание амплитуды вынужденных колебаний системы. Он наступает при приближении частоты внешнего воздействия на систему к определенным индивидуальным значениям.

В музыке резонанс является причиной усиления различных групп обертонов в спектре звука. Это главный темброобразующий механизм для голоса или музыкального инструмента.

Проведите эксперимент. Сядьте за пианино и нажмите педаль. Потом возьмите любой инструмент и извлеките громкий звук. Вы почувствуете сильную раскачку той струны, тон которой совпадет с извлеченным звуком. Несколько других струн тоже придут в движение, но значительно слабее. Возникновение отзвука на одном инструменте под влиянием звучания другого и есть пример резонанса.

Понимание явления резонанса необходимо для того, чтобы:

  • Правильно оценить работу «верхнего и нижнего резонаторов» певцов.
  • Разобраться в формировании тембра певческого голоса и звуков речи вообще.

Почему в примере выше на пианино сильно ответила только одна струна, а не все? Ведь звуковые волны от другого инструмента дошли до всех его струн? Давайте разберемся.

Натянутая струна издает звук определенной высоты. Частота ее колебаний при этом зависит от:

  • упругости,
  • длины,
  • толщины,
  • состава.

Т.е. каждая струна фортепиано имеет свою собственную частоту звучания.

Исходящие от другого инструмента звуковые волны действительно достигают всех струн пианино. И под влиянием первой волны они все выйдут из покойного состояния, начнут колебаться. Однако далее они испытают воздействие многочисленной серии волн. При этом раскачается сильно только та струна, собственная частота колебаний которой будет совпадать с частотой подходящих волн.

Только при этом совпадении частот резонирующая струна будет получать новую маленькую порцию энергии в такт своей собственной раскачки с каждой новой подходящей волной. Она станет постепенно раскачиваться все больше и больше. В других струнах от этих малых порций периодических толчков раскачки не произойдет. Толчки пойдут не в такт.

Проще всего это представить на детских качелях. Если их подталкивать в такт – они раскачаются. Если не в такт, то они качнутся от первого толчка, но будут остановлены вторым или третьим.

У струн собственная частота колебаний может быть ровно в 2,3,4… раза больше, чем частота подходящих волн. Тогда они тоже получат подталкивание в такт через 1,2,3… колебания и раскачаются – правда уже не так сильно. Поэтому пианино ответит еще слабой раскачкой октавной струны к этому тону, квинтовой через октаву и т.д.

Вывод: явление резонанса сильно выражено при совпадении основных тонов и слабо выражено при совпадении обертонов.

Теперь рассмотрим вопрос о том, произошло ли усиление звука в результате резонанса струны пианино. Для слушающего звук действительно показался усиленным – он услышал и инструмент и резонирующую струну. Однако очевидно, что энергию для своих колебаний резонирующая струна получила именно от другого инструмента.

Эта энергия не родилась в ней, а лишь постепенно накапливалась, аналогично качелям. Следовательно, при резонансе струны пианино звук усиливается за счет отдачи накопленной энергии:

  • Сначала звуковая энергия переходит из воздуха в механические колебания струны – раскачка.
  • Затем она снова отдается – переход механической энергии колебаний в звуковые волны.

Получается, что при резонансе звучание действительно усиливается, хотя новой энергии тут не возникает.

В других струнах пианино энергия подобным образом не аккумулируется. В них один толчок раскачивает, а второй – останавливает струну.

Приведенный пример демонстрирует резонанс в струнах. В голосовом аппарате мы имеем дело с резонансом объемов воздуха.

Что такое резонаторы?

Под резонатором в акустике подразумевается объем воздуха, заключенный в упругие стенки с выходным отверстием. Например, с точки зрения акустики резонаторами являются стаканы, полые шары, трубки и бутылки. Если возбудить колебания в таком воздухе, то резонатор издаст звук совершенно определенной высоты.

Высота тона рожденного в резонаторе звука зависит от объема, формы стенок и размеров выходного отверстия. Это – собственный тон резонатора. В маленьких резонаторах получаются высокие собственные тона. Чем меньше выходное отверстие, тем ниже собственный тон.

В основе этого явления лежит образование стоячей волны. Она «бегает» в стенках резонатора от его дна до края и обратно. Скорость распространения волны в воздухе постоянна, поэтому за одно и то же время в небольшом объеме воздуха волна успеет совершить много полных колебаний. Собственный тон резонатора при этом будет иметь высокую частоту. В больших же объемах таких колебаний получится мало – частота звука будет низкой. Этим и объясняется, что собственный тон резонаторов небольшой величины высок, а большой величины – низок. Так, в оргАнах самые низкие звуки возникают в трубах, имеющих длину несколько метров, а самые высокие – в трубках не более 2 см.

Вы слышали звук наполняющейся водой бутылки? По мере заполнения он становится выше и выше, постепенно напоминая свисток. Это связано с уменьшением столба колеблющегося воздуха, причем источником колебаний является сотрясение его падающей струей воды.

Принципы резонанса в струнах и в резонаторах одинаковые. Когда резонатор «отвечает», в нем получается раскачка воздуха внешним звуком. Частота этого звука должна совпадать с его собственным тоном. Тогда каждая новая волна будет подталкивать в такт «бегущую» в резонаторе собственную волну. Раскачка будет становится все больше и больше, а энергия – накапливаться.

Отзвучивает резонатор и на обертоны собственного тона, но не так сильно. При несовпадении же частоты подходящих к резонатору волн с собственными колебаниями раскачки не получится.

Как и при резонансе струн, сам резонатор не добавляет энергии. Он лишь накапливает энергию подходящих к нему волн. Потом резонатор отдает ее в наружную среду, гудит, отзвучивает, отчего звук для слушателя становится громче.

В голосовом аппарате человека к резонаторам относятся: трахея и бронхи, полость гортани, глотки, рта, носоглотки, носа и окружающие его мелкие придаточные полости с упругими стенками. Благодаря резонансу воздуха в них в спектре голоса появляются «пики» превосходящие основной тон.

Неизменные по форме полости всегда усиливают одни и те же обертоны. И наоборот. Именно переменные резонаторы в голосовом аппарате могут использоваться для изменения исходного тембра в широких пределах.

Деки музыкальных инструментов как резонаторы

В струнных инструментах исходный тембр струн меняют деки. Деки – это специально сконструированные деревянные доски, образующие, корпус. Они отдают воздушной среде те колебания, которые получили от источника колебаний – струн. Однако они являются не только передатчиками, но и трансформаторами тембра исходного звука струн.

Как это происходит? Посмотрим на ксилофон – инструмент, состоящий из отдельных деревянных брусочков различной длины. При ударе палочкой они издают музыкальный тон определенной высоты. Этот тон зависит от длины брусочка, его толщины и сорта дерева. Соответственно и резонировать дощечка будет на этот тон. Деки можно себе представить как сумму  таких брусочков, скрепленных воедино в различные формы.

Звук от колеблющейся струны передается декам как убывающий частокол амплитуд. Последние начинают колебаться с присущими им собственными частотами. В результате в пространство излучается спектр, свойственный декам. Спектр звука струн при этом особо не проявляется.

Поэтому ценность, например, скрипки определяется особенностями строения ее корпуса, а не качеством натянутых струн. То же относится и к фортепиано, где кроме механики ценится качество деревянных конструкций. В итоге из убывающего исходного частокола частот образуется спектр с отдельными усилениями.

Собственный звук голосовой щели.

В голосовом аппарате не существует дек, подобных корпусам музыкальных инструментов. Механизм изменения исходного тембра голоса не связан с вибрациями груди, нёбного свода или каких-либо еще частей организма. Об этом ошибочно пишут в старых руководствах. Изменение исходного тембра гортани целиком зависит от резонаторных явлений, развивающихся в полостях голосового аппарата.

Впервые чистый звук из голосовой щели был услышан у “неудачливых cамоубuйц”. Когда люди разрезали себе горло над голосовыми связками, но выжили. Голосовая щель у них смотрела непосредственно в рану. Нервы, отвечающие за движение голосовых мышц, были сохранены и голосовые связки продолжали работать. Позднее этот звук связок был изучен и при операциях на гортани.

На слух чистый звук голосовых связок резко отличается по тембру от нормального “ротового”. Прежде всего до неузнаваемости изменен его индивидуальный тембр. Он носит «пищащий» характер. Кроме того, он не имеет формы того или иного гласного звука. При попытке сказать разные гласные или слова голосовая щель издает однородный тон. Губы и язык делают соответствующие артикуляционные движения, но поскольку колебания идут непосредственно в раневое отверстие, никакого звука изо рта не выходит. Оформление происходит при прохождении звука по ротоглоточному каналу.

Форманты гласных голоса

Каждый гласный звук содержит в своем обертоновом составе две основные усиленные области частот – характеристические тоны Гельмгольца. По ним наше ухо различает один гласный звук от другого. В некоторых гласных имеется 4-5 характерных областей частот, но основные – все же две. Эти области частот называются формантами гласных. Первая область усиления обязана своим происхождением резонансу глотки. Вторая – резонансу ротовой полости.

Посмотрите на рисунок. Вверху – спектр гортани, состоящий из большого числа убывающих по амплитуде обертонов. Внизу спектры гласного звука Е, взятого на разной высоте: слева 100 Гц, справа 200 Гц. Формантные области 700 Гц и 1400 Гц остаются постоянными, несмотря на изменение высоты основного тона.

Певческий голос. Часть 2: Резонанс и форманты. Как образуются гласные звуки.

Именно этим и определяется необходимость при переходе от гласного к гласному перемещать язык из одной позиции в другую. Язык создает в ротовой и глоточной полостях нужные для образования формант объемы воздуха. Поэтому невозможно при едином положении языка произнести разные гласные.  

Посмотрите схему образования звука Е:

Певческий голос. Часть 2: Резонанс и форманты. Как образуются гласные звуки.

Верхний спектр – звук, выходящий из рта. Нижний – первичный спектр гортани. На схеме показаны полости рта и глотки, где в результате резонанса усиливаются форманто значимые обертоны. Они и придают звуку характер гласного Е.

Формантные области для гласных русского языка по Фанту равны:

  • И – 240 и 2250 Гц.
  • Е – 440 и 1800 Гц.
  • А – 700 и 1000 Гц.
  • О – 535 и 780 Гц.
  • У – 300 и 650 Гц.

Объемы глоточной и ротовой полостей находятся по величине в обратных отношениях и изменяются при произношении разных гласных в последовательности И-Е-А-О-У. На И ротовая полость наименьшая по объему, так как спинка языка поднята к передней части твердого нёба. Эта малая полость резонирует на 3000 Гц. Тут, в этой маленькой полости, образуется ротовая форманта. Глоточная же полость, наоборот, наибольшая. Она резонирует на звук высотой в 400 Гц. В ней образуется глоточная форманта гласного И.

Посмотрите на схему изменения формантных областей гласных русского языка при переходе от звука к звуку и место их возникновения.

Певческий голос. Часть 2: Резонанс и форманты. Как образуются гласные звуки.

Видно, что в последовательности И-Е-А-О-У частота ротовых формант понижается от И к У, глоточных – повышается.

Если посмотреть на следующий рисунок, то становится заметно увеличение ротовой полости в этой же последовательности. Глоточная же полость уменьшается при переходе от И к А, на О и У снова увеличивается. На этом рисунке также отмечены формантные области гласных.

Певческий голос. Часть 2: Резонанс и форманты. Как образуются гласные звуки.

Ясно различается и перемещение языка при переходе от одного гласного к другому. Надгортанник следует за корнем языка, и вход в гортань меняет свои размеры.

Таким образом, движение от гласного к гласному есть тембральное изменение звука. Оно обязано своим происхождением изменению резонанса ротоглоточных полостей.

Каждый из нас легко различает кто произносит гласный или согласный звук: мужчина бас или женщина колоратурное сопрано. Это различие зависит в первую очередь от формант гласных, которые у детей и женщин сдвинуты вверх по диапазону.

Посмотрите далее на спектры речевого звука А (вверху) и речевого звука И (внизу) у мужчин и женщин (по Н. Жинкину). А – мужской голос, Б – женский голос. У женских голосов формантные области несколько смещены к высоким частотам.

Певческий голос. Часть 2: Резонанс и форманты. Как образуются гласные звуки.

Далее представлены формантные области гласного Е у мужчины, женщины и ребенка по Р. Юссону. У женщины и ребенка основные тоны (+) и формантные области (линии) смещены вверх.

Певческий голос. Часть 2: Резонанс и форманты. Как образуются гласные звуки.

Мы можем различить слова знакомого и незнакомого человека. Подобные особенности тембра связаны с внеформантными областями спектра – остальным набором обертонов голоса. Этот характерный набор создает индивидуальный тембр голоса.

Формантные области гласных представляют собой накопленную и сохраненную благодаря резонансу энергию обертонов. Энергия звука гортани поступает в резонаторные полости надставной трубки как сумма энергии основного тона и всех его обертонов. Энергия идет на раскачку резонаторов и накапливается в них. Попавшие в резонанс области спектра оказываются усиленными по сравнению с другими. Это особенно заметно на фоне общей потери силы звука в надставной трубке. Таким образом, исходный спектр гортани в надставной трубке сильно меняется. В наружное пространство выходит звук, окрашенный иначе, чем он был при возникновении в голосовой щели.

Ясно теперь, что у человека есть два механизма изменения тембра:

  • Можно менять рождающийся в голосовой щели исходный тембр по типу грудной и фальцетный звук или жесткая/ мягкая атаки.
  • Или менять форму и размеры резонансных полостей по пути движения звука от голосовых связок до губ.

Форманты музыкальных инструментов и певческие форманты

Формантой обозначается любое усиление обертонов в спектре, формирующее то или иное характерное качество тембра. Благодаря им мы различаем тембры разных музыкальных инструментов.

Знания характерных усиленных частот-формант того или иного инструмента позволяют искусственно воссоздавать его звучание из набора отдельно взятых и вместе звучащих тонов: на компьютере и даже на оргАне.

Особенности звучания инструментов не ограничиваются присутствием формант. Они зависят от характера начала звука, его длительности, динамики, вибрато. Звук фортепиано начинается с удара молоточка по струне и затем всегда затихает. Он не имеет вибрато. Скрипка может начать звук с едва слышного pianissimo и развернуть звучание до forte с ярким вибрато, легко менять динамику. Однако основную специфику тембра всегда дает набор соответствующих характерных формант.

Также и у человека. Не только форманты делают голос узнаваемым. Тут важна мелодика речи, темп, богатства интонаций, артикуляция, динамика. Наше ухо чутко ловит эти особенности и по ним опознает говорящего человека. Если особенности речи выходят за пределы норм данного языка, то мы их воспринимаем как акценты, искажения.

При переходе от речи к пению высота каждого звука вместо скольжения по звуковой шкале вверх или вниз приобретает устойчивость. Слоги растягиваются и в голосе появляется приятная вибрация. Голос при обычном бытовом пении мало разнится по тембру от речи, так как люди используют для этого привычные речевые установки голосового аппарата. Однако наш слух легко выделит обладателей певческого голоса из массы именно по тембру.

Тембр хорошо поставленного певческого голоса яркий, звонкий, блестящий с большим количеством «металла». И вместе с тем он звучит округло, мягко, объемисто. Кроме того, он всегда льется, тянется, в т.ч. за счет вибрато. Без вибрато звук становится безжизненным.

Блеск голоса возникает при усилении в спектре двух областей обертонов. Эти области усиления частот были названы певческими формантами.

Ремарка. Вообще понятие красоты – относительно. Мы будем говорить о красоте тембра с точки зрения слуха современного европейца, воспитанного на классической оперной музыке.

Низкая и высокая певческие форманты

Приоритет в открытии певческих формант принадлежит отечественной науке. В 1927 году Казанский и С.Н. Ржевкин установили, что в спектре хорошо поставленного мужского певческого голоса всегда присутствуют усиленные обертоны с частотой 517 Гц. Эта форманта получила название низкой певческой форманты. С ее присутствием связано округлое, полное и мягкое звучание голоса. Если эту область «вырезать», то звук станет плоским.

В 1934 году В. Бартоломью обнаружил в певческом голосе значительное усиление обертонов в высокочастотной части спектра. Эта область получила название, соответственно, высокой певческой форманты:

  • Для низких голосов – 2500-2800 Гц.
  • Для более высоких – 3200 Гц.

Эта область привносит в звук яркость, блеск, металл. От ее присутствия зависит полетность звука, способность «пробивать» оркестр. Голос без высокой певческой форманты становится не только глухим, но и слабым. Вырезание из спектра голоса других областей частот подобного резкого действия на тембр и силу звука не оказывает. Исследования показали, что у мастеров вокального искусства в области высокой певческой форманты сосредоточено 30% всей звуковой энергии голоса. У неопытных певцов, а также в речи дикторов и актеров, высокая форманта достигает лишь 5%.

Сотрудниками акустической лаборатории Московской консерватории был создан прибор стрелочного типа, показывающий процент содержания в голосе высокой певческой форманты. С ним певец может петь в микрофон и видеть на шкале процент содержания высокой форманты в звуке. Так появилась возможность контролировать характер тембра не только слухом, но и зрением.

В лаборатории Ленинградской консерватории В.П. Морозовым высокая певческая форманта была выделена из голося поющего певца в изолированном виде. Она воспринимается как высокий свистковый тон на высоте Фа4. Этот тон слегка вибрирует, напоминая трель. На слух он приятен, не раздражает ухо, хотя имеет высокую звонкость.

Посмотрите на два схематических спектра голоса. В первом варианте основная энергия сконцентрирована в области низких частот. Во втором – высоких. Энергия звука в обоих случаях равна, а акустический эффект – различный. В случае II звук будет неизмеримо громче, чем в случае I

Певческий голос. Часть 2: Резонанс и форманты. Как образуются гласные звуки.

Чем интенсивнее звук, тем большую роль в спектре играют певческие форманты и тем меньше выделяются форманты гласных. Поэтому при большой мощности звука гласные становятся хуже различимыми. В этом случае особенно важным становится начальный момент формирования звука. Он в основном и определяет в нашем слуховом представлении характер гласного. Без него гласную будет трудно узнать.

Гласные в пении звучат «ближе друг к другу», более «нейтрализовано», чем в речи. Форманты гласных в пении несколько изменены, так как перед артикуляционным аппаратом стоят не только задачи формирования резонаторных полостей, нужных для образования формант гласных. Еще – задачи образования певческого звука. Для этого полости рта и глотки формируются шире и рот открывается больше, чем в речи.

Разница между гласными в речи и в пении показана на спектрах ниже. Вверху гласная А в речи, внизу та же гласная в пении. Видно, что у профессионального певческого голоса прибавляются еще две области усиления – 500 и 3000 Гц. Речевые форманты тут заштрихованы.

Певческий голос. Часть 2: Резонанс и форманты. Как образуются гласные звуки.

У неопытного певца певческий характер голоса на одних гласных выражен лучше, чем на других. То же – на разных участках диапазона. Все эти неровности звучания связаны с неумением формировать различные гласные и разные участки диапазона с сохранением высокой и низкой певческих форманты.

Заметим важность механизма и места возникновения певческих формант. Как установил Бартоломью, высокая певческая форманта, возникает в гортани человека. Надсвязочная полость гортани, образующаяся между голосовыми связками и входом в гортань, имеет размеры 2,5-3,0 см. Она резонирует на частоты порядка 2500-3000 Гц. Как раз в области высокой певческой форманты! Рентгенологические наблюдения показали, что эта полость у квалифицированных певцов во время пения всегда четко отграничена от полости глотки суженным входом в гортань. Размеры и форма ее, а следовательно и резонанс, сохраняются на всех гласных и на всем диапазоне. В речи тех же самых певцов этого не наблюдается. Стабильность формы и размеров надсвязочной полости гортани создает возможность усилиться возникшим в голосовой щели высококачественным обертонам.

Как отмечал Гарсиа, при суженном входе в гортань за счет наклоненного надгортанника голос приобретал блестящий, яркий характер. Открытый же вход в гортань, когда надгортанник поднимался, делал голос затуманенным, блеклым. Открывающийся надгортанник меняет размеры полости гортани. Она становится больше и свободно смотрит в глотку широко открытым входом. Резонанс ее меняется и в ней начинают усиливаться обертоны других частот, не соответствующих области высокой певческой форманты. Есть все основания полагать, что высокая певческая форманта образуется в надсвязочной полости гортани за счет резонанса обертонов звука голосовой щели.

Источником звука певческого голоса является воздушная струя, прерываемая голосовыми связками. При жесткой атаке возникающий звук имеет резкий характер. Фаза смыкания голосовых связок при этом акцентирована в нем содержится много высокочастотных обертонов. Если атака вялая, смыкание связок неплотное, высокочастотных обертонов образуется мало. Звук получается «рассыпаным», мягким. Следовательно, характер смыкания голосовой щели играет решающую роль в образовании первичного спектра гортани, а значит и в звучании голоса в целом.

Исследования Е.А. Рудакова показали, что высокочастотные обертоны порядка 3000 Гц возникают в голосе только в фазе смыкания связок и отсутствуют в фазе раскрытия голосовой щели. Он считал, что высокие обертоны образуются за счет краевой работы связок в фазе смыкания как свистковые тоны. Однако возникновение высокой певческой форманты в голосовой щели как краевого тона связок не противоречит возможности ее резонанса в надсвязочной полости гортани.

Место возникновения низкой певческой форманты указывается предположительно. Некоторые считают местом усиления этой группы обертонов нижнюю часть глотки. Это совпадает с практическими приемами педагогов. Желая получить более округлый, мясистый звук, они требуют хорошего зевка, открытия нижней части глотки. Другие думают, что местом возникновения низкой певческой форманты является резонанс трахеальной трубки. При этом ясно ощущаются вибрации в грудной клетке, передающиеся ей от резонирующей трахеи через легочную ткань.

Таким образом первичный тембр, возникающий в голосовой щели, видоизменяется за счет резонанса четырех основных полостей:

  • Трахея и гортань – певческие форманты.
  • Глотка и рот – форманты гласных.

Форманты гласных, образующиеся в полостях глотки и рта, требуют разных резонаторных объемов. Поэтому язык при артикуляции гласных обязательно перемещается из одной позиции в другую.

Роль носового резонатора в академическом пении.

На формирование тембра голоса может оказать существенное влияние носовая и носоглоточная полости. Когда в пении мягкое нёбо (нёбная занавеска) опускается, звук начинает широко сообщаться с носоглоточной полостью и носом. При этом он становится гнусавым. Широкий проход в носоглотку создает добавочный канал, по которому звук проходит в нос.

С акустической точки зрения, этот канал является своего рода фильтром-ловушкой. В нем поглощаются обертоны с частотой 2000 Гц. Такой “очищенный” звук воспринимается нами как звук носового характера. Гнусавый, носовой оттенок голоса певцы классической академической школы стремятся избегать. Хорошим поднятием мягкого неба они перекрывают этот проход.

Вибрато

Вибрато делает голос теплым, живым, выразительным. Оно воспринимается нашим слухом как составная часть тембра звука. Красивый, льющийся звук имеет вибрацию 6-7 раз в секунду для высоких нот и 3-4 для низких. Если эти пульсации совершаются реже или чаще, то голос делается менее приятным на слух.

При вибрато певческого звука с этой же частотой пульсируют и высота, и сила, и тембр. При замедлении вокальной записи вибрато хорошо замечается. Как оказалось, голос в процессе вибрато обычно изменяется по высоте на пол тона. Он вибрирует вокруг средней частоты, которую мы и воспринимаем как основной тон. В процессе этих смещений по высоте возникает и вибрато силы, т.е. пульсация интенсивности звука.

Тембровое вибрато можно себе представить как изменение характера звука на одной и той же ноте. Например, от А к О или от более светлого к более темному. У разных певцов может преобладать разный компонент вибрато.

Детали физиологии вибрато не могут еще считаться достаточно хорошо выясненными. Ясно только, что оно возникает за счет колебаний гортани, подвешенной в мышцах шеи. О физиологии вибрато и о практической работе над ним мы расскажем в следующей статье.

В заключение приведем примеры вибрато голосов мастеров пения и неопытных певцов, записанные при помощи самописца уровней электроакустических колебаний.

Певческий голос. Часть 2: Резонанс и форманты. Как образуются гласные звуки.
  1. А. Патти – колоратурные украшения в арии Нормы. Обращает на себя внимание строгая ритмичность и плавность («округлость») вибрато.
  2. Т. Руффо – фраза из арии Риголетто.
  3. Б. Джильи – заключительная фраза из романса Куртиса «Пой мне».
  4. Н. Обухова – фраза из арии Далилы.
  5. И. Козловский – заключительная фраза из песенки Герцога.
  6. С. Лемешев – фраза из песни «Когда я на почте служил ямщиком».
  7. Неопытный певец – фраза из «Песни певца за сценой» (из оперы «Рафаэль»), хорошо видна неритмичность кривой вибрато и ее ломаный характер.
  8. Слабо выраженное вибрато в голосе певца-мальчика 13 лет.

Посмотрите еще видео по теме резонанса и формант гласных

        Нажми для оценки
        [Голосов: 9 Среднее: 5]