Открытие школы – Осень 2024

La Sea
  1. Главная
  2. »
  3. articles
  4. »
  5. Страх публичных выступлений у академических исполнителей

Страх публичных выступлений у академических исполнителей

Оглавление

Что такое сценическое волнение у музыканта-инструменталиста?

Когда в руках тремор, сердце в темпе 200 и забыл, что надо дышать… Разберем причины и что делать. Без воды.

У вокалистов в колледжах и консерваториях есть специальный предмет в программе – “Основы сценического мастерства”. Для инструменталистов эстрадного направления имеется постоянная возможность выступлений на различных площадках города, что дает им бесценный опыт.

Академические музыканты таких благ лишены. В оркестрах высокая конкуренция. Сложно пробиться на коммерческое мероприятие или даже уличный концерт.

Что еще сваливается на их бедные плечи? Академическая музыка строга и технична в исполнении. К стилю и подаче каждого произведения предъявляются высочайшие требования. При сценическом исполнении требуется огромная концентрация. Есть человеческий фактор: волнение, страх публичных выступлений, «синдром отличника». Это дополнительно затрудняет процесс погружения в музыку и донесения ее смысла до слушателя.

Конечно, музыкант, который не волнуется перед концертом – не музыкант. Но иногда это волнение парализует…

Страх сцены – основная проблема артистов. Многие музыканты решают ее применением успокоительных или горячительных. Это зло. Иногда волнение зашкаливает до тряски конечностей и перебоев с дыханием. Тут принять умеренную дозу успокоительного допустимо. Но вопрос заключается в следующем – чрезмерное волнение возникает не на пустом месте!

Причины страха сцены у инструменталистов и вокалистов

  • Хронический страх публичных выступлений.
  • Психологические травмы от неудачных выступлений, который не удалось проработать и оставить в прошлом.
  • Негативные установки в стиле «ты никто» от авторитетного человека: педагога, родителя, слушателя. Они постоянно всплывают в голове в ответственные моменты и уничтожают уверенность в себе.
  • Неуверенность в программе и своей технике. Когда произведение не выучено наизусть, имеются нерешенные технические трудности. Возможно – недостаток репетиций с концертмейстером.
  • Неуверенность в концертмейстере.
  • Сложности с вхождением в образ. Невозможность абстрагироваться, погрузиться в музыку. «Смотрю на себя в музыке, а не на музыку в себе».
  • Стеснение перед конкретными слушателями в зале: жюри, знакомые.
  • Физические неудобства. Неудобная одежда/обувь, излишняя потливость, обильное слюноотделение или наоборот – пересыхание горла. Особенно у вокалистов и духовиков.
  • Неисправный инструмент / проблемы со здоровьем голоса. Отсутствие в зоне доступа необходимых аксессуаров для ухода за инструментом. Например, у духовиков – тряпочки для протирания от следов пота, грязи и влаги.
  • Плохие условия выступления: слишком яркие прожекторы на сцене, холод/духота, теснота, плохая акустика.
  • Непонимание целей – ради чего выходить на сцену?

Как же бороться со сценическим волнением? Рассмотрим советы по каждой причине страха в отдельности.

Причина 1 – Хронический страх публичных выступлений

  • К сожалению, избавиться от этого страха самостоятельно может быть трудно. Природа страха иррациональна. Лучшим вариантом является обращение к профессионалу – психологу. Можно еще попробовать следующие варианты:
  • Изучение литературы и видеороликов по теме данной проблемы.
  • Поинтересоваться у часто выступающих людей – как они справляются со страхом перед публикой.
  • «Клин клином вышибают»: боитесь сцены — выступайте при любой возможности. Неважно как. Вызывайтесь читать стихи у доски в классе, петь/играть/танцевать для гостей, участвовать в конкурсах и активностях и организовывать их самостоятельно. Задавайте вопросы, когда остальные стесняются. Ваша задача – при любых обстоятельствах не постесняться и заявлять о себе наперекор страху.
  • Записывайте на видео свою игру и выкладывайте ее на страницу в соцсетях. Принципиально именно видео, а не в аудиоформат. Для начала можно попробовать отправлять записи ограниченному кругу друзей. Это тоже выступление, но в комфортных условиях и с возможностью перезаписать неудачный эпизод. Такая практика позволяет узнать мнение слушателей о своём исполнении. Она помогает скорректировать недостатки благодаря собственному анализу видео и советам других людей.
  • Визуализация успеха: представьте, что вы уже виртуозный и знаменитый исполнитель, что это выступление – рядовое для вас. Слушатели с нетерпением ждут вашего появления на сцене! Стали бы вы так волноваться, будучи знаменитым? Можно попробовать эффект отождествления себя со своим любимым артистом или любым человеком, на которого хотелось бы равняться. Представьте, как бы «кумир» вел себя на сцене, что чувствовал, как подал бы произведение.

Причина 2 -Психологические травмы от неудачных выступлений, который не удалось проработать

Справиться с этой проблемой лучшим образом также поможет психолог, поскольку страх здесь – следствие травматического опыта. Советы к предыдущей проблеме подходят и для решения этой. Только фокус внимания смещается со страха перед публикой на страх повторения неудачи. Поэтому добавляются нюансы:

  • Нужно понять, что неудача на сцене возможна всегда и с каждым. Это издержки профессии, их необходимо принять. Задача музыканта – свести к минимуму количество плохих выступлений и шероховатостей путем работы над концентрацией и техникой.
  • Ошибки нужно анализировать и исправлять.
  • Уровень игры должен постоянно совершенствоваться. Невозможно чувствовать себя уверенно, если имеются трудности с техникой, звукоизвлечением или нехваткой дыхания (у вокалистов и духовиков).

Причина 3 – Негативные установки в стиле «ты никто» от авторитетного человека: педагога, родителя, слушателя

Вопрос неприятный, но игнорировать его невозможно. Каждый артист сталкивался с НЕконструктивной критикой и унижениями. И не только от сторонних людей, но и от своего же педагога и родственников. Это больно, а хуже всего – убивает уверенность в собственных силах. Опять же, как и с любой психотравмой, с данной проблемой лучше всего обращаться к специалисту. Однако можно попытаться проработать эту проблему самостоятельно:

  • Предположите, почему эти люди допустили некорректные и ранящие высказывания в ваш адрес? Неконструктивная критика озвучивается с целью деморализовать человека, а не ему «помочь стать лучше». Поскольку она направлена на личность, а не на профессиональные недочеты. Возможно, вы являетесь для человека конкурентом или объектом зависти. Близкий человек или педагог таким образом вымещает на вас свою агрессию или чувство нереализованности – самоутверждается за ваш счет. Следует понять, что в случае неконструктивной критики проблема не в вас. Нужно, по возможности, ограничить общение с агрессорами. Подумать о переводе к другому преподавателю. Не обсуждать с негативно настроенными родителями или недоброжелателями ваше творчество.
  • Если негативные установки и люди, их произносившие, остались в прошлом, но все еще мешают жить, предыдущий пункт также актуален. Проблема не в вас, а в этих людях. Подумайте, почему они для вас всё ещё настолько авторитетны, что их мнение мешает вам заниматься и выступать здесь и сейчас? Стоит постараться вычеркнуть их мнение и отзывы из зоны своего внимания. А при возникновении «голосов в голове» мысленно высказывать им свои накопившиеся эмоции и защищать себя и свое право на творчество. Можно записать свои высказывания в виде голосовых сообщений, но не отправлять их – дать волю эмоциям.
  • Как можно чаще, особенно перед выходом на сцену, вспоминайте все свои удавшиеся выступления. Постарайтесь «поймать» сопровождавшие успех эмоции.

Причина 4 – Неуверенность в программе и своей технике

Для уверенности в произведении нужны регулярные и вдумчивые самостоятельные занятия. Но что еще требуется?

  • Анализ произведения. Тут много подпунктов. Определение формы: 1,2,3-частная, с репризами или без. Составление тонального плана: в какие тональности идут отклонения, на которые указывают встречные знаки, есть ли модуляция. Характеристика ритмического рисунка в сочетании с интервалами. Обилие кварт и размер 2/4 или 4/4 в сочетании с пунктиром указывают на маршеобразный характер. Размер 6/8 и четверть с точкой, четверть и восьмая, восьмая с точкой и шестнадцатая в рисунке, обилие кварт и квинт – указывают на характер сицилианы. Понимание, какие гаммы или трезвучия «зашифрованы» в пассажах, какова фразировка.
  • Знание истории произведения. Кто композитор, какая эпоха? Нужны факты о написании и известных исполнениях произведения. Каков стиль – каким штрихом принято исполнять, как интерпретировать динамику, темпы и прочие указания редактора. В случае незнания этих фактов невозможно создать сценический образ и донести смысл произведения до слушателей.
  • Определение аппликатурных нюансов для инструменталистов. Крайне нежелательно играть одно и то же место в произведении разными аппликатурами. Во время выступления может не хватить концентрации на выбор нужной аппликатуры – и произойдет «вылет».
  • Соблюдение штрихов. Иначе будет то же самое, что и неграмотная речь у иностранца. Нестабильное соблюдение штрихов приводит к запинкам при выступлении.
  • Соблюдение динамики. «Зимой и летом одним цветом» – не про музыку. Тем более, динамика лежит в основе фразировки.
  • Выучивание дыхания для духовиков и вокалистов. Невыученное дыхание – причина запинок и проблем со звуком и техникой. Тем более, на сцене нужно учесть момент волнения, «благодаря» которому дыхание становится более коротким и менее ровным.
  • Проучивание технически трудных мест. Их стоит учить разными штрихами, пунктиром и, сверившись с текстом, наизусть. В таком случае вероятность «вылета» при исполнении минимальна. Вообще, как только исполнитель «выгрался/впелся» в произведение, его нужно немедленно начать учить наизусть. Дальнейшую музыкальную работу над текстом сначала отмечать в нотах и исполнять по ним, а далее – переносить в память, играть без нот.
  • Регулярные занятия с метрономом. Невозможно быть уверенным в произведении, если оно играется неритмично.
  • Внимание к паузам. «Паузы – тоже музыка». Нужно помнить, что подавляющее большинство произведений исполняются с концертмейстером – то есть, в ансамбле. Необходимо слушать запись своей программы, чтобы запомнить аккомпанемент на слух. Высчтитывать все паузы во время самостоятельных занятий и как можно чаще играть с концертмейстером.

Причина 5 – Неуверенность в концертмейстере

В идеале концертмейстер должен быть опытнее, чем менее опытный солист. Чтобы в случае сбоя «подхватить» его и помочь доиграть произведение. Если концертмейстер пока ещё недостаточно силен и сбивается в аккомпанементе, то на важные выступления следует приглашать профессионала. Но бывает так, что с опытным концертмейстером банально было мало репетиций. Или возникает личное недопонимание между солистом и аккомпанирующим. В любом случае, солисту следует:

  • Помнить о том, что нужно играть свою партию несмотря ни на что.
  • Хорошо знать своё произведение. Слушать и запоминать запись с аккомпанементом, моменты перед своим вступлением. Изучать клавир (ноты аккомпанемента). Моменты перед своим вступлением или какие-то ключевые фразы во время длительных пауз можно переписать в свою партию.

Причина 6 – Сложности с вхождением в образ

Создание сценического образа – это тоже часть самостоятельной подготовки, которая состоит из нескольких частей:

  • Понимание стиля и историко-художественной концепции произведения. В какой период жизни композитора оно было написано, какова тематика. Например, «Лунная соната» Бетховена – тоска о неразделённой любви. А «Ленинградская симфония» №7 Шостаковича – об общественно значимом потрясении и сломанных судьбах.
  • Необходимо вложить в каждую фразу произведения определенный смысл, картинку или эмоцию. Из этого сложится повествование. Нужно отработать это при самостоятельных занятиях и игре с концертмейстером. Вообще – при каждом проигрывании, сначала с текстом и как можно больше наизусть.
  • В конце каждого самостоятельного занятия играть в созданном образе как бы «на чистовик». Представить, что вы уже находитесь на сцене перед слушателями. Можно представлять любую сцену или площадку. Ту, на которой фактически будет выступление или любую другую, на которой хотелось бы сыграть. Можно даже площадку по сюжету произведения – старинный храм при исполнении барочной сонаты, сказочный лес.
  • Во время «чистового» исполнения полностью абстрагироваться от всего. Постараться погрузиться в транс, в музыку, в каждый звук, можно даже закрыть глаза. Главное – гнать от себя мысли о том, как люди оценят игру, что они подумают или скажут, как бы не ошибиться и всё в подобном роде. Абстрагирование это навык, который можно и нужно выработать осознанными тренировками.

Причина 7 – Стеснение перед конкретными слушателями в зале

Это могут быть члены жюри на конкурсе, педагоги на концерте или знакомые, специально или случайно оказавшиеся в зале. Как друзья, так и конкуренты или просто неприятные люди. Варианты решения проблемы:

  • Самый действенный способ вытекает из предыдущего пункта: абстрагироваться от всего и погрузиться в музыку. Даже если перед выходом на сцену присутствует чувство смущения или дискомфорта, то с первыми звуками произведения оно уйдет.
  • Если абстрагироваться пока не получается, стоит прибегнуть к помощи логики. Что самое страшное может случиться, если вы ошибетесь или плохо выступите? Доброжелательно настроенные знакомые и близкие люди вряд ли станут злорадствовать по поводу неудачи. Они постараются оказать поддержку. А недоброжелатели всегда найдут повод придраться даже к безупречному исполнению – стоит ли нервничать из-за них? Что касается педагогов или членов жюри, то они слышали огромное количество исполнителей. Ошибки или сбои в игре их мало удивят. Как правило, члены жюри не считают конкретные неточности, а смотрят на общую картину. Поэтому их можно «зацепить» и приятно удивить хорошей техникой и собственным отношением к произведению, артистизмом.

Причина 8 – Физические неудобства

Неудобная одежда/обувь, излишняя потливость, обильное слюноотделение или пересыхание горла у духовиков и вокалистов. К сожалению, физические проблемы подобного типа значительно сложнее предугадать и устранить. Но существуют несколько опытных эмпирических «правил безопасности»:

  • Сценическая одежда и обувь должны быть абсолютно удобными и проверенными в нОске. Одежда не должна ничего стягивать: талию, воротник, рукава, бёдра, колени. Лучше всего – быть пошита из натуральных тканей, дабы исключить излишнюю потливость и соответствовать сценическим нормам (говоря об академической сцене). Твёрдое НЕТ: джинсам, цветным брюкам и рубашкам, узким юбкам, платьям выше колена более чем на 10 см, прозрачной ткани и чересчур открытым фасонам. Лучше избегать многослойного образа – то есть, не надевать пиджак или кофту сверху, потому что это может сковывать движения и приводить к жару и потливости.
  • Обувь должна быть на минимальном каблуке – 2-3 см, либо вовсе без него. Не должна сжимать или натирать ногу. Отдельно для женщин: высокий каблук/шпилька крайне нежелательны, поскольку придают телу неустойчивость, которая и так может усилиться из-за волнения. Они мешают чувствовать опору – если выступаете стоя. Также шпилькой можно застрять в изъянах сцены, упасть или ещё как-либо травмироваться.
  • Чтобы избежать пересыхания в горле или обильного слюноотделения, перед выходом на сцену не следует есть сладкое. Сильно крошащееся тоже лучше оставить дома: печенье, орехи, чипсы, сухари, семечки. Как и чересчур жирное. Из-за этих продуктов в горле потом образуется слизь, а крошки застревают и могут вызывать сухость и кашель. Также не следует пить чай, кофе и газировки – эти напитки вызывают сильную сухость во рту, а также являются мочегонными.
  • За кулисы или прямо с собой на сцену допускается взять бутылочку негазированной воды, чтобы промочить горло в перерыве между произведениями или во время большого количества пауз.

Причина 9 – Неисправный инструмент / проблемы со здоровьем голоса

Что тут можно посоветовать?

  • Состояние инструмента необходимо периодически проверять у мастера – минимум раз в год, а также показывать для проверки педагогу. Самостоятельно отслеживать появление каких-либо трудностей и неудобств при игре: плохо берется нота, проблемы со строем. Для вокалиста – максимально следить за здоровьем голосового аппарата.
  • За инструментом необходимо ухаживать и бережно относиться к нему. Не ронять, не класть клапанами/струнами вниз. Аккуратно собирать и разбирать, протирать каждый раз после занятия или выступления. Прочищать механику снаружи слегка влажной ватной палочкой по мере загрязнения, следить за исправностью футляра/кофра – инструмент должен плотно закрепляться внутри, чтобы не травмироваться при переноске. В холодное время года не следует долго находиться с инструментом на улице. Про голос – все тоже самое с поправкой на физиологию.
  • Непосредственно перед выходом на сцену следует удалить из духового инструмента конденсат- протереть изнутри и снаружи. Тряпочки для протирки/канифоль для струнных можно взять на сцену, если программа выступления длится более 15 минут или если на сцене очень душно / холодно.

Причина 10 – Плохие условия выступления

Слишком яркие прожекторы на сцене, холод/духота, теснота, плохая акустика. К сожалению, эти факторы мало зависят от исполнителя и к ним остается только приспособиться:

  • Во время репетиции на сцене следует внимательно осмотреться и прислушаться к своим ощущениям. Комфортна ли для вас температура, не слишком ли яркий свет? Обычно эти вопросы решаются с персоналом площадки, но иногда такой возможности нет. Если душно – необходимо максимально облегчить костюм. Не надевать ничего сверху, закатать рукава, расстегнуть пуговицу воротника. Если холодно – постараться утеплиться перед выходом. Если свет прожекторов слишком яркий – найти положение на сцене, при котором этот фактор максимально нивелируется. Но при этом не повлияет на коммуникацию с концертмейстером и полет звука в зал. Также стоит обратить внимание на покрытие пола: не цепляется ли за него костюм, есть ли неровности, о которые можно споткнуться.
  • За время проигрывания в зале необходимо грамотно выбрать место. Такое, где звук не будет уходить внутрь сцены, но при этом не будет излишне распыляться в зал. С него должно быть хорошо слышно концертмейстера. Как правило, это место (по крайней мере, для флейтистов) чуть правее концертмейстера и на границе с потолком самой сцены.

Культура сценического выступления

Каждый из нас замечал, что поведение исполнителей разных жанров на сцене имеет различия. Например, рок-музыканты двигаются импульсивно, джазовые исполнители – плавно и в ритм музыки. Движения же академических исполнителей довольно сдержанны и порой едва уловимы. Также отличается стиль одежды и интенсивность грима/макияжа. Разумеется, сценический образ и движения напрямую зависят от жанра музыки и характера конкретного произведения. Разберем общие культурные нормы для исполнителей-академистов:

  • Лучше двигаться меньше, чем больше. Даже самая эмоциональная академическая музыка не приемлет сценического «танца» от исполнителя. Её содержание более сложное и глубокое, чем музыка эстрадных жанров. Излишнее движение на сцене отвлекает от прослушивания.
  • Стоять/сидеть следует максимально устойчиво, выпрямив спину. В меру, конечно – не «проглотив кол». Расправив плечи и грудную клетку – это максимально важно для духовиков и вокалистов. Голову не следует опускать вниз. Руки должны быть свободны, и вообще количество зажимов во всем теле должно быть сведено к нулю. Ведь исполнительский аппарат – это не только руки, губы и диафрагма. Это всё тело целиком. Любой зажим может повлиять на качество игры.
  • Инструмент не следует «задирать» вверх или опускать вниз, склоняясь под его тяжестью. Для каждого инструмента существует своё рекомендуемое положение, которого стоит придерживаться. Поскольку при его несоблюдении появляются проблемы и со звуком, и с интонацией, и с техникой.
  • Также не следует стоять/сидеть неподвижно – это провоцирует зажимы. Двигаться следует по наитию, исходя из фразировки и динамики. В таком случае движение будет естественным как для тела исполнителя, так и для зрителя.
  • И выходить, и уходить со сцены следует плавно. Во-первых, это не создает нервозности как у самого исполнителя, так и у зрителей. Во-вторых – не сбивает настрой артиста и предохраняет его от возможных травм и падений. Ну и, разумеется, поклон) Когда артист выходит на сцену, поклоном он приветствует своих слушателей, а после исполнения – благодарит их за внимание и прощается.
  • Немаловажный момент касаемо постановки. Исполнитель может играть/петь как стоя, так и сидя. В ансамбле или оркестре, а также при самостоятельных занятиях. Поэтому важно упомянуть о правильной посадке. Не следует прислоняться к спинке стула. Сидеть нужно примерно на 2/3 сидения от спинки, при этом по диагонали – левый угол стула практически между ног, левая нога стоит под прямым углом, а правая нога выполняет функцию «пружины» – амортизации. Спина и голова держатся прямо, руки свободны. При такой посадке аппарат сохраняется в том же положении, что и при игре стоя, а у исполнителей-духовиков и вокалистов даже немного усиливается опора.

Как избавиться от страха выступлений – практические советы

  • Медленный и глубокий вдох / выдох – 4/4. Выполняется непрерывно в четыре подхода. Далее: вдох на 4/4 – выдох на «раз». Также четыре непрерывных подхода. И вдох на «раз» – выдох на 4/4, четыре подхода.
  • Упражнение «хозяин/хозяйка сцены». Выходя на сцену для проигрывания, необходимо пройти ее целиком, ощутить масштаб и атмосферу зала. Затем следует осознанно проговорить про себя: «На время моего выступления эта сцена принадлежит только мне. Все будут слушать музыку, которую я исполню. Если я смог/смогла выйти сюда значит, я достаточно хороший музыкант». Упражнение помогает вселить в себя уверенность и «почувствовать» зал
  • Упражнение «распевка». Перед игрой на любом инструменте, а особенно – на духовом, следует распеться. Можно спеть свою любимую песню, пропеть отрывок из своей программы или любую вокальную распевку. Главное условие – петь на опоре и громко, не стесняясь, в комфортной обстановке.

Рассуждение: для чего артист выходит на сцену?

Главная задача любого артиста – заставить зрителя испытать чувства и эмоции, затронуть душу, навести на раздумья. Выразить свои чувства, эмоции и мысли через творчество композитора. Вдохнуть в каждое произведение своё видение и замысел, не исказив при этом концепцию автора. Да, в какой-то мере артист выходит показать себя и свои умения – каждый человек нуждается в признании и восхищении. Но главное – выходить на сцену с целью донести нечто важное и прочувствовать это важное самому. Получить удовольствие от музыки и заразить ей слушателя. Погрузиться в транс, в воспоминания, мечты. Ощутить текущий момент.

Искусство сценического мастерства – это набор знаний и навыков, позволяющий донести результат своей работы и смысл произведения до слушателя. Как и любой навык, артистизм можно и нужно развивать путем самоанализа и освобождения от психологических и физических зажимов, а также работой над качеством исполнения.

В целом, справиться со всеми приведенными причинами страха сцены можно двумя способами. Но их нужно применять совместно. Первый – повышать свой профессионализм. Второй – выключить перфекционизм и гордость. Тогда будет четкий баланс в техничности и художественности. Получится погрузиться в музыку настолько, чтобы не зависеть от мнения окружающих. Кайфовать на сцене, а не переживать за оценки.

Нажми для оценки
[Голосов: 4 Среднее: 5]