La Sea
  1. Главная
  2. »
  3. articles
  4. »
  5. СДВГ, БАР и депрессия в жизни музыкантов. Может ли биполярка помогать творить?

СДВГ, БАР и депрессия в жизни музыкантов. Может ли биполярка помогать творить?

Оглавление

Как занятия музыкой действуют на людей с психиатрическими диагнозами?

Привет, я Настя, и у меня тревожно-депрессивное расстройство. А еще у меня диагностированный СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности. Но самое важное здесь – я музыкант и вокалист. Я не заканчивала музыкальную школу, но пою лет с 5. Вся моя жизнь сопровождалась вокальными конкурсами, музыкальными группами, записанными песнями на студии и репетициями.

Зачем я начала с того, что у меня есть нейроотличие и психический диагноз? Нет, я не хочу сказать, что все творческие люди… ну, того))). Дело в том, что людям с депрессией, СДВГ, БАР и прочим из малой психиатрии творчество помогает держаться в тонусе. Десяток человек в моем окружении подтвердят это. Музыка не дает сдаться, через нее можно выплескивать все свои мысли и чувства. Что я и делаю).

В этот статье я хочу поделиться некоторыми данными из исследований про влияние музыки на течение психиатрических заболеваний. А ещё – списком самых известных людей с разными диагностированными болезнями. Но и это еще не все…

СДВГ, БАР и депрессия в жизни музыкантов. Может ли биполярка помогать творить?

Важная ремарка!

Хочу внести небольшую справку. Если вам кажется, что депрессия сейчас у всех и ее ставят просто так – это неверно. Как и СДВГ – просто модное слово, которое находят у себя все. Я обучаюсь на психолога, сама посещаю психотерапевта и психиатра. И я могу сказать так – многие НЕ ДОГАДЫВАЮТСЯ, что у них может быть это заболевание. Я сама долгое время оттягивала поход ко врачу, но успела прийти ДО критической точки.

Грусть, печаль – это не депрессия. Депрессия – это сложный психофизический процесс, при котором вы ощущаете не только давление мыслей, но и невыносимую порой физическую тяжесть. Это такая же болезнь как рак. Она летальная, поэтому, будьте внимательны к себе и своим близким!

Насчет СДВГ-  девочкам раньше редко его ставили, потому что считали преимущественно особенностью мужского мозга. Отличающимся девочкам говорили, что они “способные, но ленивые”, “никогда не могут ничего доделать до конца”, “все время в облаках летают”. У меня, например, было именно так. Представляете, сколько сил и дисциплины приходится в себя вложить, чтобы оправдывать ожидания родителей и учителей?

Поэтому, мальчишки, вам повезло чуть больше! Вас могли принимать такими, какие вы есть. А во взрослом возрасте СДВГ в принципе редко ставят, считая это преимущественно детской болезнью. Но это не болезнь, это отличие в работе мозга. И это совсем никак не лечится и не проходит. Просто мы все адаптируемся к этому миру: кто-то больше, кто-то меньше.

С музыкой по жизни, с нотами в голове

Психиатрические диагнозы не помеха творить. А с СДВГ в принципе намного продуктивнее и проще заниматься музыкой, вокалом, театром, а не плетением бисером или рисованием. Докажу на примере – я взяла интервью у фолк-группы из Санкт-Петербурга “Чай с вербеной”. Эти ребята точно знают как жить с музыкой один на один: иногда она рождается благодаря особенностям при СДВГ, а иногда помогает выйти из депрессии.

Возможно, в этой статье кто-то узнает себя, и поймет – я могу многое, я могу творить. А если вы родитель ребенка, который странно себя ведет, не вписывается в общество, или с уже поставленным диагнозом – эта статья может помочь направить ваше чадо в сторону развития, а не тревожности и боли.

Добро пожаловать к прочтению))) Предлагаю погрузиться в мир творчества с диагнозом. Назовем это так.

СДВГ, БАР и депрессия в жизни музыкантов. Может ли биполярка помогать творить?

Музыканты с диагнозами, или почему у всех биполярка и депрессия?

Бытует мнение, что творческие личности чаще других страдают от психических расстройств. В какой-то степени это правда, но я бы ориентировалась на другой показатель. У публичных людей есть возможность рассказать о своей проблеме и быть услышанными. Есть возможность дестигматизировать ряд ментальных болезней, и заявить миру, что с этим можно жить.

Конечно, Василий из офиса ООО “Ромашка”, даже если и расскажет о своем депрессивном эпизоде, либо будет услышан двумя незаинтересованными коллегами перед выдачей ЗП, либо врачом который пропишет лечение. Если Василий молодец и дошел до него. Я бы ни за что не узнала, что Василий болен, и что рядовой менеджер тоже может жить с депрессией. А есть вероятность, что Василий вообще не дойдет до врача, не узнает свой диагноз, будет употреблять психоактивные вещества и считать жизнь несправедливой.

Какой вывод делаем: у условных “Василиев” может быть депрессия, биполярное аффективное расстройство, СДВГ, пограничное расстройство личности, тревожно-генерализованное расстройство, панические атаки, социофобия или социопатия, и даже шизофрения. Но он все равно будет ходить в свой офис ООО “Ромашка”, пить с мужиками в баре и говорить, что эти ваши психические расстройства – модная тема, не больше. Или жить с диагнозом и не рассказывать никому, чтобы не казаться “психом”.

Публичные люди: музыканты, писатели, художники, бизнесмены, могут позволить себе хороший врачей, дорогие медикаменты, и написать песню с признанием своей болезни.

Вспомните Йе – Канье Уэста. Он один из первых выпустил альбом “Ye” с открытым признанием в своей болезни и получил общественный резонанс. Вскрылись подробности – да, у Йе биполярное расстройство. Он позволяет себе неоднозначные высказывания в соцсетях, его обвиняют в непристойном поведении бывшие девушки… Но теперь всем стало понятно – у чувака была мания.

СДВГ, БАР и депрессия в жизни музыкантов. Может ли биполярка помогать творить?

Мания – период высокого подъема, сопровождающийся продуктивностью, постоянно повышенным настроением, завышенной самооценкой, не восприятием рисков. В общем, состояние Тайлера Дернера перед боем. И так может длиться от нескольких недель, до нескольких лет. Да, в этот период музыканты могут написать 7 песен за день, снять 15 видео в соцсети за ночь. Именно из-за истощения Йе попал в больницу – по слухам, из-за своей биполярки. А потом…

СДВГ, БАР и депрессия в жизни музыкантов. Может ли биполярка помогать творить?

Резкий переход в депрессивную стадию. И чем ярче и длительнее мания, тем глубже и сложнее может быть депрессия.

Такое расстройство официально подтвердили у себя Селена Гомез, Бритни Спирс, Деми Ловато, Марайя Кери, Эминем, и Оксюморон, который тоже выпустил трек с открытым признанием. Конечно, биполярное расстройство (БАР) есть не только у современных музыкантов. Один из самых известных, и, возможно, ранний случай был в середине 19 века у немецкого композитора Роберта Шумана.

Такой увесистый список музыкантов с БАР существует неспроста. Ученые давно изучают связь биполярного расстройства и музыки. Есть гипотеза, что развитие психических расстройств, в частности БАР, среди музыкантов обусловлена генетической предрасположенностью.

В 2018 году британские ученые обследовали 102 музыкантов разных стилистических направлений — у 14% из обследуемых были выявлены симптомы БАР, что в четыре раза превышает средние показатели по населению (Mason O., Daniels H. Psychotic traits in musicians. Psychology of Medicine, 2018; 48: 2096–2097).

Что касается депрессии – прогнозы тоже не успокаивают. Проведенные исследования на близнецах показали, что генетически предрасположенные к музыке люди чаще страдают от депрессии и других психических расстройств.  Результаты исследования авторы изложили в статье, опубликованной в журнале Translational Psychiatry.

СДВГ, БАР и депрессия в жизни музыкантов. Может ли биполярка помогать творить?

Может, нужно отказаться от мечты стать музыкантом?

Конечно, не стоит волноваться, если вы решили заняться вокалом или учитесь играть на гитаре. Желание творить – не диагноз. Если вы будете знать о рисках, которые, вероятно, могут произойти с более творческими и креативными людьми, вы всегда сможете проходить психогигиену. Следить за своим здоровьем и физической активностью вообще полезно каждому человеку. Поэтому не делайте преждевременные выводы и всегда следите за уровнем стресса.

Вспомните музыкантов из клуба 27: Курта Кобейна, Эми Уайнхаус, Джими Хендриксе и других. Если не знаете – погуглите. Или таких знаменитостей как Честера Беннингтона, Криса Корнелла, Иэна Кертиса. Они страдали депрессией не из-за музыки. Наоборот, музыка во многом помогала им держаться. Но употребление психоактивных веществ, депрессантов, жизнь в тумане, ненормированный график усугубляли течение болезни, что привело к летальному исходу.

Важно не бояться выйти из депрессии и потерять “свой стиль” или “вдохновение”. Важнее всего жить полноценной и счастливой жизнью, а с музыкальной и вокальной техникой возможно совершить многое, даже без “болезненного вдохновения”.

СДВГ? Музыка – твой выбор!

Музыканты и вокалисты с СДВГ тоже есть. Например, Брендон Ури, бывший вокалист группы Panic! At the Disco. Певец признавался, что диагноз ему поставили с детства, и он старается справляться с симптоматикой самостоятельно, хотя ему бывает сложно регулировать эмоции и концентрироваться на делах.

Но у людей с СДВГ есть одно состояние – для кого-то “суперсила”, для кого-то “сложность”. Гиперфиксация. В такие моменты ты забываешь о течение времени и направляешь все свои силы на решение одной задачи. Это в принципе у людей с СДВГ как типичный вторник, потому что 5 минут и 1 час иногда могут длиться одинаково. Только эта задача должна быть очень увлекательной. Таким образом, люди с СДВГ могут за несколько дней выучить немалый объем теории музыки, написать несколько песен, придумать сюжеты для клипов. В общем, скорее не баг, а фича.

СДВГ, БАР и депрессия в жизни музыкантов. Может ли биполярка помогать творить?

У моего ребенка СДВГ, какое хобби ему подойдет?

Чем занять ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности? Если у вашего ребенка обнаружили нейроотличность, советуем отправить его в музыкальную школу. В школах музыки и вокала занимаются ритмикой, которая помогает чувствовать время. Появляется возможность управлять своим вниманием, направленным на музыку. Начинает развиваться память, так как запоминать придется немало.

У людей с этим нейроотличием к музыке особое отношение. Из-за яркого ощущения сенсорных стимулов, музыка может казаться совсем другой. Хочется проследить за ее развитием, слушать ее на репите, чувствовать каждую ноту. И таким образом, дети с поставленным диагнозом могут различать музыкальные оттенки лучше, ярче слышать полутона и различать ноты на слух.

Ну а что мы все о теории. С нами поделились личной историей музыканты группы “Чай с вербеной”! Дарья и Константин – семейная пара, которых объединяет не только близкие отношения и опыт, но и одинаковое нейроотличие и любовь к музыке. 

СДВГ, БАР и депрессия в жизни музыкантов. Может ли биполярка помогать творить?

Интервью “Чай с вербеной”: музыка, концерты, 10 000 прослушиваний на Яндекс.Музыке и СДВГ.

Настя: Даша, как ты поняла, что у тебя СДВГ? Потому что сейчас как будто многие пытаются его у себя диагностировать. Ты с этим диагнозом с детства?

Даша: В моей жизни присутствовали какие-то устойчивые выражения: “девочка умненькая, только ленится”, “ты же можешь, когда хочешь”.  Так было постоянно, с детского сада. Много было симптомов, которые у сверстников в классе не замечала. Возможно, у нас еще были дети с СДВГ, но, может, у меня было какое-то самое сильное. Больше так никто, кроме меня, не залипал качественно. И в какой-то момент, классе в восьмом, по-моему, мама сказала, что у меня был… диагноз. Тогда это называлось “малая мозговая дисфункция с сохраненным интеллектом”. Звучало так, как будто… на тебе крест. Все потеряно.

Настя: То есть тебе в детстве поставили этот страшнейший диагноз, который на самом деле оказался нейроотличием? И тебя как-то по-особенному воспитывали? Ты родилась в 90-х, тогда не было такого информирования… Не было ли буллинга в отношения тебя? Или наоборот, все всё понимали сразу же и спокойно к этому относились?

Даша: В этом плане у меня, может быть, не совсем типичная ситуация. Пока я была еще совсем-совсем маленькая, мы жили с мамой, папой, бабушкой и дедушкой. Бабушка у меня педагог с кучей званий, она работала преподавателем в коррекционной школе. У нее было много техник, много ресурса, терпения. Мама у меня тоже педагог, и у нее лучшая подруга психолог, которая все это очень быстро чекнула.

Мама у меня гиперактивный человек. Между импульсом и реакцией миллисекунды. А я тут с “этими колготками”, которые для мамы надеваю “полчаса”. Мое типичное воспоминание из детства. Ей тоже было нелегко. Но у мамы была поддержка в виде ее лучшей подруги, которая объясняла про мой диагноз. Успокаивала, что я не “дурочка”. А благодаря бабушке, которая знала, как тестировать детей с особенностями, как развивать, мне офигенно прокачали навык запоминания. Поэтому я почти ничего не забываю.

Но воспитателей и учителей в школе я бесила, потому что постоянно куда-то “отлетала” и ничего не слышала, когда меня спрашивали.

Настя: В школе учителя знали, что у тебя есть такое нейроотличие?

Даша: Скорее всего, нет. Потому что “мозговая дисфункция” звучит, как будто я с отклонениями в интеллекте. И это могло спровоцировать, наоборот, какое-то худшее отношение, какую-то предвзятость. Это, может быть, немного повлияло в худшую сторону. На фоне других я отличалась: замечала снежочек, птичек, на уроках, а еще нужно учителя было слушать – это сложно. Любая одноклассница на уроках была внимательнее.

Настя: Костя, правильно ли я помню, что у тебя тоже есть СДВГ?

Костя: Ну, похоже, что да.

Настя: Тебе диагноз не ставили специалисты, но есть много признаков, которые на это указывают?

Костя: Ну, да. Когда я узнал про СДВГ больше, когда про это говорить стали в соцсетях, я понял, что это многое для меня объясняет. Все что меня отличало от других людей, что со мной в принципе происходит всю жизнь. Я считал, что дисциплины не хватает, просто ленивый, все время обвинял себя, что у меня память плохая, внимание сложно удерживать. Как-то казалось, что все более эффективно с этим борются. А когда почитал про нейроотличие, как-то оказалось, что… ну вот, я в разговоре могу просто отключиться, потом включаешься… о чем я говорил?  Постоянно так происходит.

Настя: Наверное, когда ты понял, что, скорее всего, у тебя СДВГ, а не просто лень, тебе стало чуть понятнее, спокойнее, да?

Костя: Это нормализировало меня самого, я перестал себя обвинять и больше, наверное, стал склоняться именно к компенсации. Как можно с этим жить, а не как себя обвинять в том, что ты такой вот лентяй.

СДВГ, БАР и депрессия в жизни музыкантов. Может ли биполярка помогать творить?

Почему дети и подростки с СДВГ выбирают заниматься музыкой, и при чем тут гиперфиксация.

Настя: А вообще, какие у вас были в детстве хобби? Было ли такое, что… вы пробовали собирать конструктор, рисовать, лепить руками и ничего не получалось. А потом узнали, что можно петь или играть на инструментах, и это как-то облегчило ваш путь в понимании себя?

Даша: Думаю, у меня особо не было выбора. У мамы высшее музыкально-педагогическое образование. Она работала учителем музыки до того, как стать заместителем директора школы по воспитательной работе. А я в этой школе училась))). И я все детство наблюдала как мама играет на фортепиано, поет. С четырех лет она меня вывела на сцену, потому что у меня тоже все получалось, по наследству. Можно сказать, что я с того времени не прекращала заниматься вокалом. А, еще писательство. 

Если я правильно помню, я писала уже, когда совсем была маленькая, по-моему, в классе во втором. Я написала что-то очень детское, какой-то рассказик, как смогла. А песню первую я написала лет в 12. Это была колыбельная от мамы к маленькому ребёнку. Не знаю, иногда бывают странные вещи, которые я сама не испытывала, но описываю. Я ещё с ней пошла на конкурс, и там сказали, что песня девочки не по возрасту. Я  подумала: “а ничего, что девочка её сама написала?”

Настя: Ого, ничего себе. Правильно ли я понимаю, что ты все песни пишешь сама?

Даша: Да, тексты все мои.

Настя: Костя, расскажи свой путь в музыке, как давно ты этим занимаешься? Был ли у тебя поиск своего хобби или это все шло само по себе по наитию?

Костя: Вообще какие-то хобби целенаправленные я не искал, просто как-то само получалось. Я тоже писал, в основном стихи, немножко печатался. С прозой у меня было похуже, но в целом она тоже получается. Но на все у меня не хватает концентрации – я в основном чем-то одним занимаюсь. Последний раз я что-то писал года четыре назад. Но все еще мечтаю каких-нибудь серий книг написать. У меня есть продуманные вселенные, несколько разных.

А музыкой я, наверное, в 15-16 лет заниматься начал, когда панк-рок стал слушать. Достал фанерную гитару, которую мама ещё в детстве купила, звучала нормально. На втором курсе мне подарил гитару какой-то знакомый музыкант, когда я уже в другом городе жил. И меня захлестнуло гиперфиксацией, судя по всему. Так что я часов по восемь мог сидеть и играть. Когда так много времени тратишь, в конце концов, чему-то обучаешься. Я научился, по крайней мере, Ну, понял, как связаны там между собой аккорды, какую-то логику понял и начал учиться.

Потом мне подсказал друг, что было бы неплохо для слуха не просто играть, но еще подпевать себе. Я понял, что мне нравится петь, но до момента развода про это не вспоминал. У меня был брак в начале десятых. И когда я развелся, у меня снова начался поиск себя. Там я уже весьма целенаправленно пошел учиться петь. Где-то в 2018 году я стал в группе играть и петь. Параллельно видосы начал смотреть о том, как музыку создавать.

Настя: У СДВГ есть некоторые плюсы, такие как гиперфиксация, правильно?

Костя: Ну, да. В принципе, она мне помогала много раз в жизни. Минус, наверное, в том, что это спонтанно генерируется. Обычно проблема в том, что сложно концентрироваться и сохранять направление мысли. Но если у тебя получилось, то это может быть надолго. Просыпаешься с мыслью о своем деле, засыпаешь с ней, тебе всю ночь это снится. И это длится долгое время. Минус в том, что ты забываешь вообще про все остальные сферы жизни, забываешь что надо есть, спать. Всё отваливается, но очень эффективно получается осваивать новый навык.

Программирование я так выучил, там, правда, ещё и тревожность очень сильно помогала. Никому не советую такой способ. И вот на гитаре также учился. Садился каждый вечер после работы и играл, пел.

Настя: Гиперфиксация – неконтролируемая? Захватывает тебя, но получается достойный результат. Даша, у тебя была гиперфиксация на чём-то?

Даша: Да, регулярно. Наверное, первую свою гиперфиксацию я могу отнести к чтению Гарри Поттера в детстве. И это несмотря на то, что у меня еще дислексия, мне сложно читать. Но я думала: “дислексия, ты идешь нафиг, нам слишком интересно”. Это был единственный период в моей жизни, когда я специально вставала раньше, чтобы час перед школой почитать. Меня даже работа с зарплатой так не мотивировали, как Гарри Поттер. А потом это работало на написание разных песен. Я как-то за неделю скинула шесть новых песен другу, с которым мы начинали группу “Чай с вербеной” – Овсянникову Тимофею. Давай, говорит, помедленнее, я не успеваю всё это учить, обрабатывать, музыку делать.

Костя: Я так стихи писал в день по несколько штук.

Настя: А когда потом перечитывали свои стихи, не думали” боже мой, неудивительно, что я написал / написала это за две минуты?” Или читаете и понимаете – блин, да, круто, мозг так вот быстро выдал какую-то новую креативную информацию.

Даша: Ну, если обо мне говорить, то у меня еще подключается тревожность, для меня очень важно, чтобы это было не стыдно. Некоторые стихи или песни, которые казались чем-то вообще нехорошим, удаляла, иногда я даже это чекала в процессе написания. Ну, не идет, что это за кровь – любовь – морковь пошла. А так я всегда несколько раз перечитываю, потом откладываю, и перечитываю ещё раз. Если мне кажется всё нормальным, а так бывает достаточно часто, то потом переходит в работу, в публикацию. Это всё на неврозе работает.

Костя: Все зависит от того, как ты до этого тренировался. Естественно, оценка-то работает в процессе, и она уже дает инструмент для того, чтобы делать лучше. В принципе, стараешься писать как-то неплохо, потому что перфекционизм всегда рядом.

Но у меня чаще всего наоборот было: какая-то ерунда пока пишешь, а потом перечитал и вроде нормально даже. У меня был период, когда я просто по наитию писал, а потом был момент, когда мне сказали, что стихи у меня очень дилетантские, вообще так себе. Не стоит серьезно ничего про это думать. И я заставил этого человека меня учить. Если считаешь, что это плохо – тогда учи. Ну, он взял и научил. Когда я писал уже после этого, получалось намного лучше. Но бывали стихи, у которых пишешь одну часть, проходит 5 лет, дописываешь. Понимаешь, что это не закончено. И я так в три присеста в течение лет восьми писал. Некоторые, в итоге, получались нормально.

Настя: Часто ли бывает, что начинаете писать, допустим, какой-то трек, а потом просто улетел фокус, и началось что-то новое. И появляется кучка накопившихся недоделанных вещей?

Костя: У меня в стихах такое было часто, в прозе такое всегда происходит. Я ничего не закончил, кроме коротких рассказов. Почему у меня со стихами получалось? Потому что это что-то короткое всегда. Роман начинал, и дальше четырёх глав особо не уходил. Главы получались объёмные, связанные, с задумкой, но ещё бы глав 10, была бы мини-книжка. Но никогда до этого не доходило.

Еще я пытался писать песни, но у меня отдельно стихи появлялись, отдельно музыка. И музыка  тоже вся практически незаконченная. Когда мы писали трек “У ворона две жизни”, нам надо было обязательно закончить. Мы втроём сидели, с Александром Гурьевым ещё. Он звукорежиссер из студии “Ермак Рекордс”. Если бы надо мной никто не сидел и не говорил, что надо какую-то часть придумать, я бы, может, тоже её забросил. Уходит слишком много времени, а гиперфиксации не произошло. Или она может как неожиданно начаться, также и закончиться. Поэтому у меня своя собственная песня, буквально, одна. Она неплохая в целом. Музыку, аранжировки придумывать мне проще. Особенно если есть какой-то мотив.

Даша: А у меня такой прикол: я всегда люблю шутить, что мастерски начинаю писать книги. Первых глав штуки по три я ещё могу написать. Их люди читают и предлагают дописать дальше. А я думаю “уже что-то не хочу, мне достаточно”. Чем дальше пишешь, тем сложнее  всё связывать, не допускать каких-то сюжетных дыр, обращать внимание на мотивацию поведения. И уже думаешь “я лучше что-нибудь новое начну”, потому что идеи генерируются с какой-то невозможной скоростью. И я нашла когда-то себе такой способ – создавать маленькие кусочки истории, чтобы их можно было написать за один раз. Пока я в настроении, села, написала четыре тысячи знаков – всё, закончила. А песни я всегда дописывала.

СДВГ, БАР и депрессия в жизни музыкантов. Может ли биполярка помогать творить?

Драконы, ведьмы, эльфы, гиперфиксация на Гарри Поттере…

Настя: Я посмотрела твои небольшие рассказы. Мне, если честно, понравились.. Они волшебные, немножко похожи на мистический хоррор. И ваши песни, насколько я понимаю, тоже такие волшебные. Даша, скажи честно – это гиперфиксация на Гарри Поттере не закончилась? (смеются) У Кости тоже проявляется фэнтези в рассказах, что-то такое магическое. Откуда у вас появилась любовь к такому стилю?

Даша: У меня любовь к фолк-музыке появилась странным путём. Сначала мне понравилось аниме, о котором рассказала подруга. Там было очень много АМВ-шек на песни группы Мельница. Мне понравилось, решила послушать. Так я узнала про фолк-музыку.

В принципе, сказки, фэнтези-рассказы мне нравились с детства. У меня была огромная книжка, которая называлась “Серебряная книга сказок мира”. В этих сказках было много лора разных стран, они все такие интересные. На основе этого я потом тоже начинала что-то свое придумывать, потом был Гарри Поттер.

В какой-то момент, это очень странно, папа захотел сводить меня в кино на вторую часть “Властелина колец”. Решил, что первая не нужна. Давай, сразу по второй въезжаем! Тем не менее, я прониклась атмосферой: “ух ты, эльфы, тут что-то волшебное”. Ничего не понимаю, но очень интересно. И папа мне тогда на выходе из кинотеатра сказал: “Хочешь я тебе куплю все книжки?” Мы пошли в книжный, и он мне купил все части.

Когда я захотела заниматься своим творчеством, поняла, что у меня есть куча странных стихов, похожих на песни. И все написаны в стиле “около группы Мельница”, что-то среднее между “Мельницей” и “КиШ”. Я на это все посмотрела, сопоставила, что у меня неплохо получается петь “Мельницу”, нашла себе друга, которому все это нравилось. И вот мы стали делать музыку.

Создание музыкальной группы “Чай с вербеной”. Драма, любовь, похороны.

Настя: С этого началось создание вашей группы? А потом подключился Костя? Вы сейчас вдвоём остались или есть ещё кто-то? И как добиться того, чтобы вас слушали, сколько там, 10 тысяч человек в месяц на Яндекс.Музыке? Так много вопросов.

Даша: Я постараюсь коротенечко все это расписать. Сначала я просто узнала, что в Рыбинске (родной город Дарьи, прим. ред.) есть разные группы, попросила свою знакомую узнать, куда нужна вокалистка. Мне было 16 лет. Она для меня нашла Folk Black Pagan Metal группу. Это когда с гроулингом и на металле поют про батюшку Перуна. Я попала в такую группу, была девочка на припеве. Три года я с ними пропела. Потом в процессе я начала встречаться с гитаристом, мы расстались, и так я из этой группы ушла.

Настя: Проблема отношений в музыкальных группах – вы расстаётесь, и всё, никакого коллектива больше нет.

Даша: Нет, они потом нашли себе новую вокалистку, у них всё нормально было. Я очень долго грустила, потому что мне не хватало творчества. И я нашла странного чувака, который собирал группу для каверов. У него был бизнес-план: поём каверы на свадьбах корпоративах, похоронах, поминках. Там был очень странный набор песен. В одном и том же концерте мы пели сначала Аврил Лавин, потом “Kiss”, после он пел “Голуби-голуби под окном моим”, я пела “Кукушку” Гагариной, потом мы пели “Король и Шут” и заканчивали “Бонжови”.

Настя: И это всё на похоронах.

Даша: Ну типа. Мероприятие было странное. В коллективе был басист, которого тоже туда затащили. Он стал моим другом, с которым мы решили создать свою группу. Тот самый Тимофей, о котором ранее говорили. В какой-то момент я рассказала про тексты песен, и мы рассматривали, что будем исполнять мои песни и  каверы на Мельницу. Но быстро от этой идеи отказались, потому что меня как фонтануло песнями.

Настя: Шесть песен в неделю. Какая “Мельница”? У нас уже четыре альбома за месяц готовы.

Даша: Мы стали выступать в своем городе с 2017 года по 2018, и в 19-м году я приехала в Питер к своему другу на день рождения, там был Костя. Так мы и познакомились. Я решилась переехать в Питер, совсем не из-за Кости, просто город нравился. 🙂 Распустила первый состав группы, хотя мы имели какой-то определенный успех в нашей Ярославской области, людям нравилось. Я думала, что после переезда у меня не будет никакой группы, но все получилось с Костей. Ему это понравилось, сначала мы играли в полном составе группы, нашли единомышленников. Но в итоге остались вдвоем и наладили способ выступления.

Сейчас у нас есть подложки, такие качественные минусовки, Костя играет на гитаре, я пою. Мы не планируем что-то менять на постоянной основе. Может, какие-то будут сессионные музыканты, но не хотелось бы собирать заново группу из людей.

Настя: Вы до сих пор репетируете вместе или у вас есть уже какой-то пул песен, которые вы выучили? Как вы дисциплинируете себя для того, чтобы оставаться в тонусе?

Костя: То, что есть подложки, как раз даёт возможность репетировать дома. У меня и голос Даши записан, я просто сажусь и сам репетирую. Это в основном моя обязанность, потому что я без репетиций не могу. У меня так мозг работает, что он в принципе может выпасть посреди разговора, даже если говорю я. Если не репетирую, то гораздо больше шансов забыть что играть в песне, даже если я хорошо ее знаю.

СДВГ, БАР и депрессия в жизни музыкантов. Может ли биполярка помогать творить?

Как получить 10 000 прослушиваний в месяц на Яндекс.Музыке?

Настя: Главный вопрос – как всё-таки стать популярной группой? Ну или популярной в узких кругах. Вы занимаетесь продвижением?

Даша: Мне кажется, это был момент сработавшей гиперфиксации. Я увидела в ТикТоке девушку-писательницу, её зовут Елена Кондратская, которая продвигала свою книжку из серии “Дивные берега”. В этой серии есть книга “У ворона две жизни”. Мне понравилось, как Елена описывала это книгу, и я решила ее купить – не пожалела. Писательница начала прогревать к выходу второй части, и я решила спросить, можно ли написать песню по названию книги? То есть это… не шло как особый такой пиар-ход, я просто ей навязалась, по идее. И она обрадовалась, мы начали работать над песней “У ворона две жизни” и выпустили как сингл.

Лена нам очень помогла с продвижением, поделилась нашим треком, а у нее уже было 100 тыс подписчиков на тот момент. А по третьей части мы встречались лично, она попросила включить припев из нашей песни в эпиграф. Теперь мы стоим в самом начале книги, там есть наше название! Думаю, это тоже помогает людям нас узнавать. И может кто-то покупает книжку, а потом слушает нас.

Настя: Заколабиться с книжкой — это крутая идея. У вас сошлись идеи, сошлись жанры. Расскажите, а где вы выступаете? Это тоже какие-то тематические фестивали?

Даша: В полном составе мы выступали на лесных фестивалях, довольно таких среднего уровня. Недавно у нас был концерт с группой Артемидия, это фолк из Москвы, у них в 2-3 раза больше прослушиваний, чем у нас. Они нас сами нашли, несмотря на то, что в группе ВК у нас было подписчиков 300, наверное. Они, может, в Яндексе посмотрели прослушивания и позвали их разогревать. Последнее выступление – благотворительный концерт для помощи животных. Вообще мы выступаем редко. Я надеюсь, что это удастся исправить.

Музыка как спасение от депрессии. Депрессия, как поиск своей музыки.

Настя: Звучит как интересные проекты. Я ещё хотела задать вопрос, если готовы на него ответить. Даша, ты рассказывала про поставленную депрессия у вас с Костей. Помню, ты как-то упомянула, что музыка и группа немного помогли в выздоровлении. Может ли хобби вывести человека из депрессии легкой или средней тяжести?

Костя: Ну, с одной стороны, когда занимаешься тем, что интересно, это помогает. Меня друг как-то пытался поддержать, когда у меня была депрессия еще в 2020 году, у нас какое-то не очень долгое время была кавер-группа на гранжевые песни. В этот момент мне правда помогла музыка, потому что она была в тему моего состояния.

Даша: Я бы сказала, что это было главным фактором. В какой-то момент, когда у нас с Костей была депрессия, мне случайно написал организатор концерта. Спросил, хотим ли мы выступить в одном из клубов Питера. Это был какой-то сборный концерт. И я подумала,что надо идти, а еще Костю вытащить. В итоге, я сразу же согласилась, а Костю поставила перед фактом – у нас через месяц концерт, мы репетируем, слиться не получится. В процессе творчества нам стало лучше. И еще очень сильно помогает, когда после концерта к нам могут подойти зрители и похвалить выступление. Для меня это самый главный источник дофамина.

Настя: А хотели бы вы стать звёздами, популярными? Чтобы музыка была вашей основной деятельностью, весь график был расписан концертами. Или вам нравится, что музыка – это хобби?

Костя: Хотелось бы, чтобы проект был более популярный, потому что 10 тысяч слушателей в месяц, это немного, нас особо никто не знает. Есть, видимо, какая-то фан-база, а в рекомендации мы попадаем во многом благодаря синглу “У ворона две жизни”. Хотелось бы все-таки до пары сотен слушателей дорасти, чтобы какие-то деньги приносило. Я лично не против, если останется это нашим хобби. Но интересно было бы посмотреть, как это, когда музыка приносит ощутимые деньги.

Даша: Я на самом деле не хотела бы быть супер популярной. Выпадать в первой десятке фолк-исполнителей, когда ищут что из фолка послушать – такой уровень известности меня бы устроил.

Костя: Чтобы на концерты хотя бы человек сто-двести пришло. О, я вижу своих слушателей. Прекрасно.

Даша: Я еще понимаю, что популярность сопряжена с высоким уровнем хейта. Хочется сохранить теплую аудиторию, если пробежит пара хейтеров раз в месяц, и ладно, их можно заблокировать. Но не когда тысячи людей пишут какую-то фигню. Хотелось бы пару раз в год блок концертов давать, а потом жить обычную жизнь. Когда я представляю, как постоянно еду куда-то в машине, нужно собираться… Я бы так не хотела.

Костя: Меня бы устроило, например, раз в месяц выступать, чтобы в тонусе как-то себя держать.

Страх выступлений играет с тобой на гитаре

Настя: Костя, ты часто говоришь про тревожность перед концертом. Ты с ней как-то борешься? Или она просто с тобой живет рядышком, ходит с тобой на концерты, машет тебе из фан-сервиса?

Костя: Она играет на гитаре весь концерт. В начале точно, потом вроде успокаиваешься. Я попробовал разные методы, и понял, что многое не работает. Работает, на самом деле, только регулярность в плане выступлений. Например, последний концерт. По моим субъективным ощущениям, было… самое плохое моё выступление, потому что я и себя плохо слышал, а иногда вообще не слышал. Игралось мне плохо. Потом я посмотрел запись – вроде даже нормально. Кто не знает как играть эту песню, вообще ничего и не понял бы. И это осознание тоже немного помогает. Короче говоря, помогает в основном опыт и регулярность.

У меня СДВГ. Как вписать себя в общество. Советы для взрослых и детей.

Настя: Может быть, у вас есть какое-то пожелание или совет для людей, у которых есть СДВГ? Или к родителям детей, которые, возможно, не понимают, чем занять ребенка с СДВГ.

Даша: Я бы посоветовала не думать, что ты какой-то неправильный и тебя нужно исправлять. Особенно это относится к родителям. Мне пришла в голову такая метафора, что все вокруг голуби, а ты попугайчик. Глупо пытаться из попугайчика сделать голубя. Он им не станет никогда в жизни. Нужно просто понять, что это попугайчик, и вести себя с ним как с попугайчиком, применять к нему все правила для попугайчиков. И не пытаться  заставить его курлыкать. Хотя попугайчик сможет, но его надо заставлять. И только если попугайчику захочется,  то пускай.

Не пытаться себя как-то изменить, а относиться с пониманием, бережно. И знайте, что у этой особенности есть очень много плюсов, несмотря на трудности в жизни.  Зато ты можешь, например, создать музыкальную группу, которую будут слушать люди. Кто-то может, очень хотел что-то такое создать, но его максимум — на работу не опаздывать и ключи не терять.

Костя: И родителям можно посоветовать помогать ребенку приобретать навыки, которые позволяют лучше справляться с отрицательными странами. Потому что видно по Даше, что ей занимались, у неё с памятью, кажется, всё нормально, а у меня с памятью просто очень плохо. А в целом-то про людей… Что говорить? Надо быть добрее. Понимать, что люди разные.

Школа музыки и вокала LaSea в Екатеринбурге – записаться на занятие

Спасибо за прочтение статьи) Мы старались, правда-правда) Понравилось? Поставьте звездочку внизу. А если хотите познакомиться с нами лично и научиться петь / играть / выступать – мы работаем для вас на ул.Мраморская,13. У нас живые уроки, посиделки, своя профессиональная сцена. Театр и музей музыки. К нам можно зайти после покатушек на Уктусе, отдыха в Бадене, шопинга в Глобусе или… просто так).

Музыкальная школа LaSea: уроки вокала, аккомпанемента на гитаре, фортепиано, актерское и ораторское мастерство, живые выступления на собственной сцене.

Нажми для оценки
[Голосов: 2 Среднее: 5]