Открытие школы – Осень 2024

La Sea
  1. Главная
  2. »
  3. articles
  4. »
  5. История рока ч.1. Тяжелая судьба нелегкой музыки.

История рока ч.1. Тяжелая судьба нелегкой музыки.

Оглавление

Черное прошлое рока

Корни рока вгрызаются в археологический пласт музыкальной истории ХХ века. Зародыш этого стиля начал прорастать на блюзовой и джазовой почве, формируя теперь гигантские лесные массивы по всей планете.

Вообще, “музыкальный rock” в переводе с английского обозначает вовсе не «камень», как мы знаем из школы, а «качать» или «качаться». Истинные фанаты понимают, о чем идёт речь.

История рока ч.1. Тяжелая судьба нелегкой музыки.

Как могучая секвойя рок сформировал множество ответвлений: от невесомых, до брутальных. Длинноволосые композиторы почти с самого начала пытались скрестить рок со всеми возможными и невозможными жанрами и направлениями.

Например, симфонический металл, ставший слиянием рока с академическим вокалом и оркестровой музыкой. Или всем известная “альтернатива”, соединившая рок и рэп.

Рок выделился среди других жанров широким диапазоном «тяжести» своих композиций. От легкого рок-н-ролл, софт-рока, фолка, до дэт-металла, метал-кора, треша, дума.

Слушатель разных стилей рока мог наблюдать и невесомые, где-то бессмысленные тексты, и глубинную философию мироздания в них. Местами мрачную, но не способную оставить равнодушным. Особенно если живое исполнение шло на 150 дБ, в то время как оркестровая классика скромно болталась на “жалких” 80.

Копнем глубже в историю рока?

Существует множество расхожих мнений по поводу истории рок-музыки. Предками рока называют джаз, блюз и рок-н-ролл. Мнения сходятся в одном – родиной рока является США. А конкретно – Северная Америка, которая на тот момент являлась истинным многонациональным и мультикультурным центром планеты.

История рока ч.1. Тяжелая судьба нелегкой музыки.

Первоначально звучание рок-н-ролла было смесью ритмов афроамериканского ритм-энд-блюза с музыкой других этносов. В связи с этим она считалось большинством людей «рабской музыкой», порождением бунтарей и беспредельщиков.

Трудно сказать, кто из исполнителей сыграл первое рок-н-ролльное произведение. Множество “музыкальных нарциссов” приписывают это достижение себе. Но из знаковых лиц того времени, конечно, на слуху у многих будет старина Элвис Пресли.

Он действительно проложил дорогу многим исполнителям рока, косвенно не позволил правительству запретить рок-н-ролл официально. И ведь было за что, кстати! Рок как раньше, так и сегодня является символом протеста и отказа от консервативного воспитания.

Все политические события прошлого находили отражение в текстах песен, заселяя затем умы доверчивых слушателей. Старшее поколение того времени в исступлении, массово требовало запретить бесовскую музыку. Но ничего не вышло, как было сказано выше, благодаря популярности «Короля рок-н-ролла».

История рока ч.1. Тяжелая судьба нелегкой музыки.

Некоторые читатели могут резонно возразить, что рок и рок-н-ролл это одно и тоже. Здесь мнения разделились на два лагеря.

Кто-то считает, что эти жанры отличаются исключительно названием и приводит в пример схожесть инструментов, звучания и темпо-ритма.

Другие замечают, что рок-н-ролл – более простая музыка. Для того, чтобы её исполнять не требуется особых навыков и старания, в то время как рок требует знаний, умений и обладает бесконечным запасом креативности и вариативности.

В качестве примера можно привести противопоставление групп The Who и The Rolling Stones.

Считалось, что «камни» – это рок-н-ролл, музыка для романтичных девочек.

А The Who – музыка для настоящих бородатых мужиков.

С точки зрения теории музыки в рок-н-ролле преобладал свинг, от которого и заимствовано название «ролл», что позволяло под нее танцевать. Танцевать, а не слэмить!!! Рок же выбивает четкий ритм, меньше внимания уделяет джазовым составляющим мелодии.

Кстати, олдскульный рок строился на риффах, постепенно усложняя гармоническую составляющую композиций. Использование риффов немного роднило его даже с народной музыкой.

Инструментальной основой старого рока являлось использование шестиструнной электрогитары, бас-гитары и перкуссии, состоящей из нескольких барабанов с тарелками – аналога современной барабанной установки. Бессменное трио, на котором зиждется мир рок-музыки и сегодня!

Конечно, добавление клавишных или разделение ритм- и соло-гитары сделало музыкальную картинку более насыщенной. Но бунтарский дух подразумевал наиболее простой и короткий путь: три минимально необходимых инструмента и хриплый вокал составляли основу основ рок-музыки того времени. И популярность этого трио стала снижаться только в 2010 годах!

Это рок! Просто он русский…

Русский рок скромно зародился в СССР в 1950-60х годах, и, учитывая все трудности, с которыми столкнулись первые представители этого жанра, он заслуживает отдельного повествования. В рамках этой статьи мы рассмотрим историю русского рока достаточно сжато, но постараемся не упустить важных деталей. А потом, если будет настроение, пофилософствуем о нем более содержательно.

Основное отличие русского рока от рок-музыки других стран – условия, в которых он зарождался. Жесткая цензура, запреты на любые отклонения от линии партии и отсутствие качественного оборудования наложили свой отпечаток. Да и импортные референсы были не очень доступны, чтобы что-то подглядеть и перенять.

Как известно, из-за «железного занавеса» в СССР имелось крайне искаженное представление о жителях Европы и Америки, об их культуре. Конечно, так называемые «стиляги» старались подражать модным иностранным течениям, но малейшие крохи информации черпались из слухов и при передаче через множество людей видоизменялись до неузнаваемости.

Главным толчком изменения культуры считается Международный фестиваль молодежи, состоявшийся в 1957 году в Москве. На фестиваль по самым скромным подсчетам прибыло более 20 тысяч человек из более чем 100 стран мира.

История рока ч.1. Тяжелая судьба нелегкой музыки.

Именно в это время молодежью Запада владел рок-н-ролл. После знакомства с иностранным музыкальным течением, многие музыканты начали пытаться подражать популярным в то время исполнителям. Естественно, делалось это всё в условиях строжайшей секретности и зачастую на самодельных инструментах.

Текстовая часть русского рока произрастала, по некоторым представлениям, от “бардов”. Все мы знаем Владимира Высоцкого или Булата Окуджаву, в творчестве которых основной упор ставился на стихи, а не на музыку.

История рока ч.1. Тяжелая судьба нелегкой музыки.

В это время в СССР начали появляться коллективы, которые пытались копировать королей – Элвиса и The Beatles. Естественно, из-за трудностей с воспроизведением иностранного языка, все они в какой-то момент начинали сочинять песни на родном. При этом основной доход музыканты получали именно за счет исполнения иностранных песен, под которые было здорово танцевать.

История рока ч.1. Тяжелая судьба нелегкой музыки.

Началось подражание и некоторым приемам звукоизвлечения в вокале. Так, советские исполнители старались перенять технику микста, которая простому слушателю могла показаться визжанием или вообще имитацией женского голоса мужчиной. Ввиду отсутствия школы, далеко не все это делали успешно.

Одной из проблем, с которой столкнулись ранние артисты стала необходимость самостоятельного изготовления музыкального реквизита. Например, бас-гитара собиралась кустарным способом с использованием струн от рояля! А из-за отсутствия оборудования для звукозаписи огромный пласт творчества групп того времени так и останется в памяти и фантазиях людей, которые при этом присутствовали.

Товарищ Градский?

Немного персоналий. Александр Градский, который был выдающимся музыкантом и народным артистом России основал несколько команд. Они занимались исполнением как своих, так и заграничных песен. Имея доступ к записям джазовых и рок-н-ролльных композиций, Градский стал одним из первопроходцев в советской рок-музыке.

Вспомните просто его песню рыбы-пилы в мультике Голубой щенок! Параллельно с подпольной деятельностью он официально сотрудничал с композиторами классической эстрады и пел в опере.

История рока ч.1. Тяжелая судьба нелегкой музыки.

Становление русского рока, к счастью или к сожалению, невозможно рассматривать без упоминания «Машины времени». Андрея Макаревича (ныне иноагента!) называют одним из самых известных родоначальников стиля бардовского рока. Первоначально группа прославилась своими авторскими текстами и имела достаточно слабое музыкальное сопровождение из-за отсутствия опыта у музыкантов. Дальнейшее же творчество группы нельзя назвать композиционно простым.

Параллельно с «Машиной времени» двигалась история группы «Воскресенье». Часть музыкантов этого коллектива начали свой путь в «Машине», а один из них долгое время работал в составе обеих групп одновременно.

Немногим ранее в Санкт-Петербурге (в то время, Ленинграде) Владимир Рекшан основал группу со звучным названием «Корабль дураков», которая исполняла хиты рок-н-ролла из других стран.
Через пару лет Владимир организовал новый коллектив, известный как «Санкт-Петербург».

Музыканты впервые исполнили на сцене исключительно русскоязычные песни. Группа смогла прославиться на весь СССР благодаря квинтэссенции сатирических текстов, завязанных на классических цитатах и энергичной, качественно исполненной музыки.

Борис Гребенщиков (тоже ныне иноагент!) с «Аквариумом» сделал Ленинград одной из столиц рока. Музыканты группы изящно решили проблему с отсутствием электроинструментов – они просто играли акустическую музыку. Со временем к коллективу присоединились клавишник, который затем взял в руки флейту, и виолончелист.

Интересен тот факт, что Гребенщиков никогда не зацикливался на определенном направлении музыки или звучании. Мотивы творчества группы за время её существованиям многократно изменялись от бодрого панк-рока до медитативного фолка или буддийских напевов. К слову, вокал Гребенщикова не всегда был выдающимся – многие песни представляли собой по большей части речитативы. Бориса Гребенщикова называли своим идолом многие музыканты «нового» рока, например – Виктор Цой («Кино) или Константин Кинчев («Алиса»).

Вперед к народной славе!

К концу 1960-х годов отечественный рок начал набирать народную популярность и наряду с неофициальными группами стали появляться известные всем вокально-инструментальные ансамбли. Конечно, многие ВИА исполняли разную музыку «при свете дня» и «во тьме ночной». Учитывая общую атмосферу секретности, популярность рок-коллективов являлась весьма локальной. Пtреломить эту тенденцию смогли только появившиеся рок-фестивали и первые студийные записи.

К сожалению, всё, что известно о первом неофициальном рок-фестивале это то, что проводили его в Каменск-Уральском, а его организатор попал в лагерь (нет, не детский…) на 4 года. Затем были ежегодные рок-фестивали в Ереване, которые проводились всего 4 года подряд.

Первым же официальным рок-мероприятием считаются «Весенние ритмы», состоявшиеся в 1980 году.

История рока ч.1. Тяжелая судьба нелегкой музыки.

На это мероприятие были приглашены рок-группы со всей территории СССР. Организаторы заручились поддержкой Артемия Троицкого и первого секретаря ЦК КП Грузинской ССР. Изюминкой фестиваля являлось наличие жюри и, естественно, наград.

С этого момента начинается эпоха «нового» рока, когда цезура начала сходить на нет, а выступления рок-коллективов стали народным достоянием. Дальнейшая история, как русского, так и иностранного рока будет раскрыта во второй части статьи.

Смотрите еще видео об истории рока

Нажми для оценки
[Голосов: 2 Среднее: 5]