… голосовых связок. Именно от нее в первую очередь будет зависеть тот самый таинственный и непостижимый тип голоса. Который каждый преподаватель трактует по своему.
Часто у современных вокальных педагогов встречаются тезисы:
- Типизация голосов – это прошлый век!
- Не существует басов и теноров, контральто и сопрано. Если вы будете развивать голос, вам подвластен любой репертуар!
- Тип голоса равно его диапазон.
Действительно, каждый педагог определяет тип голоса по собственным критериям. У одного вы можете оказаться тенором, а другой откроет в вас глубокий бас. И мы реально знаем таких учеников, которые магическим образом испытали подобное перевоплощение! Нет, они были басами изначально, просто предыдущий педагог немного не расслышал…
Да и история знает немало примеров, когда человек с басовыми связками пел тенором, а меццо-сопрано залезала на крайние ноты колоратурного сопрано. В третью, и четвёртую октаву…
Этому легко поверить, не зная физиологии и физики. И всё вроде бы логично. Связки тянутся. Микст позволяет некоторым певцам избегать переходной ноты. А свистковый регистр – доходить до нот третьей октавы даже мужчинам.
Однако, не всё так просто. Всё таки, мы не роботы. И физические ограничения имеются у всех. Именно поэтому мы все немного отличаемся друг от друга.
- Длина и толщина голосовых складок. Голос возникает от колебаний этих самых складок. Безусловно, они достаточно пластичны и тянутся. Длинные и тонкие складки издают более низкий звук. Короткие и толстые – более высокий. Тип их вам подскажет опытный фониатр. Или педагог по вокалу с колоссальным мастерством.
- «Примарные тона». Это тот частотный диапазон, который наиболее удобен к воспроизведению голосовым складкам. Часто, наш разговорный голос звучит именно в этом диапазоне. И если ваш обычный разговор звучит, например, в конце большой октавы, то качественное пение в первой и второй октаве потребует значительной сноровки и напряжения.
- «Тесситура». Касаемо вокала, это определение наиболее эффективного диапазона звучания, измеряемого в нотах. К примеру, возьмём песни Фрэнка Синатры. У его песен ярко баритональная тесситура, примерно от ФА большой октавы, до ФА первой. Певец с баритональным типом голоса будет звучать здесь естественно, легко. А вот лёгкий тенор-альтино вряд ли спустится ниже СИ большой октавы. Да и звучать это будет как полушёпот.
- Переходные ноты. Это участки голоса, где связки «переключают режим», например, в головной регистр. Тенору естественным образом будет хотеться перейти на головной регистр после РЕ-МИ-ФА первой октавы. А вот колоратурное сопрано перейдёт на голову после ЛЯ-СИ первой, и даже ДО второй!
- Естественность звучания тембра. Этот параметр родственный для третьего пункта. Однако опытные певцы могут петь не в своей тесситуре. Другое дело, что человеку может быть свойственна мягкость в голосе, или наоборот – напористость. Хрупкая девочка с мягким колоратурным сопрано вряд ли споёт альтовый репертуар Лолиты или Шэр. А если споёт, то это будет из разряда странных экспериментов.
Если вам говорят, что любой может петь как Ф.Меркьюри или К.Агилера, это признак того, что вас пытаются накачать эмоциями. Ведь впечатлившись, вы легко отдадите кровно нажитые. А вот пройти тот же творческий путь, что и великие музыканты – это очень сложно. И единицы наставников говорят вам правду. О том, что музыкальный путь сложен.
А, ну и отвечая на вопрос в заголовке: никак)))