Сегодня записаться на студии может практически любой человек. И при должном усердии звукорежиссера из любого голоса можно вылепить конфетку. Треки стали писать выкладывать не только именитые исполнители.
Продажа самих записей и раньше была доходом. Теперь же зарабатывают еще и на количестве прослушиваний трека на специальных музыкальных площадках в сети. Поп-музыка и рок давно подвинули академических певцов с пьедестала массовой культуры.
Попсу еще можно было уложить в некоторое более-менее общее направление эстрадного вокала. А вот среди рокеров никогда не существовало какого-то определённого стиля пения – там всё упиралось в индивидуальность. Чем более ты выражаешь себя и свой внутренний мир, тем лучше.
Кто-то говорил, что новоявленные «звёзды» имеют посредственный слух, и поют фальшиво… И это часто было правдой, если послушать записи их живых выступлений.
Однако, слушая Мика Джаггера или Оззи Осборна не возникает ощущения фальши. Почему? Ведь они иногда не добирают чуть ли не четверть тона!
В чём же дело?
– Дурь. И речь здесь не про запрещённые вещества. Речь про включение своей нервной системы в режим ажитации. Это состояние ребёнка, крайне увлечённого своим делом. Это нахождение в потоке. Туннельное зрение – состояние, когда ты не замечаешь ничего лишнего в происходящем вокруг. Ни своих комплексов, ни какие-либо посторонние мысли. Человек как бы включается в форсаж. Особенно актуально это для рокеров – музыка, вводящая в изменённое состояние сознания великолепно подстёгивает сознание.
Этим осознанно и неосознанно пользуются не только певцы. Артисты, актёры, ораторы, ремесленники: увлечённость – вот ответ!
– Компрессия в голосе как следствие первого пункта. Когда человек входит в состояние увлечённости, его голос также начинает звучать громче и увереннее. Из-за активизации нервной системы, все действия, включая физиологические, начинают работать с утроенной силой. Идёт большее приложение сил к тому же дыханию. Рождается очень хорошее подсвязочное давление. Человек не шепчет в микрофон, забывает про неуверенность. Он увеличивает громкость голоса, автоматически вставая на опору. Вокальная линия становится богатой по тембру и ровной по динамике. Это рождает явление компрессии – импеданса, или подсвязочного давления.
– Достаточная компрессия помогает появлению высоких частот в голосе, называемых «высокой певческой формантой». Это тот спектр частот, который делает голос пробивным, звонким, полётным.
На профессиональных звукозаписывающих студиях есть устройства, имитирующие полётность и компрессию в голосе. Компрессор уплотняет звук, делает его ровным по динамике. Сатуратор насыщает его дополнительными призвуками, гармониками. Они обогащают голос, делают его более звучным, богатым тембрально. Верхние форманты в вокале становятся более выраженными.
На заре развития звукозаписи в студиях, эти устройства применялись минимально. И задача у них была сделать слитными аранжировку и голос. Сейчас же компрессия и сатурация может даже эмулироваться через известные программы для записи звука. И сделать из тихого, невыразительного голоса конфетку – дело 5 минут работы звукорежиссёра.
По-нашему мнению, компрессия (подсвязочное давление) и верхняя форманта – это то, что должно присутствовать в голосе любого профессионального вокалиста. А не накладываться на изначально тусклый материал.