Открытие школы – Осень 2024

La Sea
  1. Главная
  2. »
  3. articles
  4. »
  5. Какие 4 типа дыхания существуют при пении. Правильная опора звука.

Какие 4 типа дыхания существуют при пении. Правильная опора звука.

Оглавление

«Я буду петь, пока не умру!» –

Фредди Меркьюри
(… и не поспоришь ведь)

Из чего состоит вокал и при чем здесь типы дыхания?

  • Вдох и выдох – насыщенный кислородом воздух поступает в легкие, обедненный – выходит окружающую среду.
  • Работа голосовых связок (складок) – связки смыкаются в различных режимах, вибрируют под давлением выходящего воздуха и рождается звуковая волна с определенными частотными характеристиками (см. видео ниже).
  • Артикуляция – первичная и вторичная артикуляция, в которой участвуют: гортань, язык, нёбо, челюсть, зубы, губы.
  • Резонанс – усиление звука во рту, глотке, пазухах носа.

Голосовой аппарат в пении выполняет две функции:

  • Образование звука. Участвует гортань и дыхание. В гортани звук рождается, приобретает высоту, силу и, частично, тембр. Здесь же звук окрашивается вибрато, металлическим, звонким оттенком – высокой певческой формантой.
  • Трансформация звука. Участвует артикуляционный аппарат. После трансформации мы различим гласные и согласные. Или не различим, если у певца проблемы с дикцией)).

Замечали, что на уроках преподаватели обычно пользуются своими собственными внутренними вокальными ощущениями, а не человеческой анатомией? И это настоящий бич! В их рекомендациях начинают присутствовать образы и метафоры, затрудняющие конкретное, физиологическое понимание учеником процесса пения. Педагог объясняет то, что чувствует сам, но ученик может этот же самый процесс чувствовать по-другому. Особенно много путаницы вносится в вопросы дыхания, опоры, резонаторов и “направления звука в разные части тела”. Последнее, кстати, физиологически невозможно. Преимущественное направление распространения имеют только высокочастотные обертоны.

Типы дыхания при пении

Творческим людям, конечно, могут быть ближе описания типа: расцветающей розы в горле, прихода звука сверху, дыхания с самого низа, вырастания клюва перед собой. Но чем это чревато?

  • Сработает это только если субъективные ощущения преподавателя и ученика на одно и то же действие совпадают.
  • При смене самочувствия обязательно появятся ошибки! Плохое настроение, перемена погоды, стресс, бессонные ночи, заложенность носа, воспаление горла, и даже скачки гормонов – все это повлияет на ощущения при пении. Они станут другими, непривычными. Но выступать то придётся в разных ситуациях и состояниях!
Типы дыхания при пении

Есть поговорка: Вокалист никогда не бывает полностью здоров”. В какой-то момент, не зная, как заставить звучать свой голос, вы скажете самому себе: “Я разучился петь! Больше не получается…”. Поэтому, чтобы нами не управляло наше эмоциональное состояние и ретроградный Меркурий, мы рекомендуем каждому певцу сказать самому себе твёрдое и решительное НЕТ подобному подходу. Это позволит искоренить психосоматические явления в вокале. Пение – это не тот процесс, который происходит по наитию и рефлекторно. Эмоции здесь нужны на 1/3. Другие 2/3 – это понимание физиологии, исходные данные, навык и дисциплина.

В доказательство приведем примеры описания дыхательных ощущений известных певцов – они абсолютно разные!

  • Е. Бандровска-Турска: набор дыхания идет незаметно, грудь не показывает никаких видимых движений.
  • М. Доббс, Г. Гаспарян, Р. Скотто, В.Тейлор: грудная клетка очень активна, поднимается в районе ключиц на вдохе.
  • Н.А. Обухова: полное грудное дыхание.
  • Л. Маршалл: нужно наполнить воздухом всю дыхательную систему.
  • Д. Симионато: для пения нельзя делать ничего специально. Нельзя прививать специальных способов дыхания, нужно следовать природе. Дышать в пении надо также натурально, как в речи.
  • С. Брускантини: пение – не натуральная вещь. Только когда меня научили пользоваться дыханием, я моментально почувствовал облегчение.

Когда к нам приходят ученики, мы всегда спрашиваем у них: чем отличается дыхание обычного человека от дыхания певца? Правильный ответ – контролируемостью. Человек в жизни дышит рефлекторно. Но певцу необходимо грамотно расходовать воздух на длинных фразах и высоких нотах, поддерживать нужное подсвязочное давление. Потому для вокалиста вдох сводится к двум вопросам – «сколько» и «как»:

  • Со «сколько» понятно – это процентное заполнение воздухом лёгких.
  • А вот «как» – это предмет изучения данной статьи.

4 типа дыхания в вокале

Дыхание в пении должно быть свободным от зажимов. Выдох – постоянное ощущение давления воздушного столба под связками в большей или меньшей степени. Кстати, давайте далее не путать объективные ощущения с образными. Ощущение давления – объективно, т.к. воздух реально давит, а мышцы в горле при этом смыкают связки и сдерживают его. Ощущение расцветающей розы в горле – нет. По понятным причинам.

В повседневной жизни люди неосознанно используют смешанный тип. В вокале же певцы, ища наилучшей контролируемости голоса, художественности и удобства, используют следующие типы дыхания:

Типы дыхания при пении
  1. Чисто грудное (ключичое, клавикулярное, верхнегрудное, костальное, реберное).
    Дыхательные циклы совершаются за счёт расширения и поднятия верхней области грудной клетки. Диафрагма практически выключена из своей дыхательной функции. Живот на вдохе втягивается, плечи и ключица поднимаются.
  2. Нижнее грудное.
    Осуществляется в основном за счёт расширения и небольшого поднятия низа грудной клетки. Крепление диафрагмы находится в области нижней рёберной дуги. При сокращении нижнего отдела грудной клетки расширяется площадь крепления диафрагмальной мышцы. Следовательно, хотя этот тип дыхания не самостоятельный и является вариантом костоабдоминального, диафрагма тут активно включена в процесс.
  3. Нижнереберно-диафрагматическое (костоабдоминальное, грудодиафрагматическое).
    Считается самым распространённым среди певцов. Грудная клетка и диафрагма активно включены в работу. При этом живот при вдохе также немного выходит вперёд. Имеется вариативность: может быть более задействован живот, либо низ груди.
  4. Чисто брюшное (абдоминальное).
    При вдохе грудная клетка практически не задействована. Цикл вдох/выдох осуществляется за счёт мышц антагонистов: диафрагмы при вдохе, и мышц брюшного пресса при выдохе. Выдох может производиться по-разному. В вариации верхнебрюшного дыхания более заметны движения верхней части живота в подложечной области. В варианте нижнебрюшного дыхания превалирует работа мышц нижней части живота, вплоть до лобка, мышц таза и поясницы.

А вот мнения разных авторов вокальных школ первой четверти XX века, какое дыхание правильное:

  • К. Кржижановский: грудное.
  • И. Прянишников: диафрагматическое.
  • С.М. Сонки: нижнереберно-диафрагматическое.
  • О. Сеффери: глубокое брюшное.
  • Броджи: пойте хорошо, а дышите так, как вам удобно.

Современные педагоги не столь ультимативны в своих суждениях о правильном дыхании. Вот наши замечания относительно этого вопроса:

  • Возможно приемлемое звучание при любом из перечисленных выше типов дыхания.
    И это легко понять, ведь задача дыхательной системы в вокале одна: точная и уверенная подача воздуха. В частности, нужна координация ее работы с голосовыми связками. Не всё ли равно, какие мышцы работают, если пение правильное и удобное? Выбор типа дыхания, таким образом, должен исходить из качества фонации, а не потому, что преподаватель сам так дышит.
  • Ключичное дыхание почти все преподаватели относят к физиологически неправильному для вокалиста.
    Это не значит, что на нем невозможно петь. Но при таком дыхании активно участвуют плечи, верхняя часть груди. Это чревато включением в работу крупных мышц шеи, т.к. они прикрепляются к грудине и ключицам. В результате напрягается область гортани, зажимается язык и нижняя челюсть. А они должны быть полностью свободны для пения. При этом типе дыхания диафрагма мало задействована. Соответственно она ограничивает дыхательную функцию. Вспомните маленьких детей и животных – они так не дышат.
  • Певцы с преобладанием грудного типа дыхания имеют яркие, сильные голоса.
    Но практически отсутствующую вариативность динамики. Они звучат однообразно. Грудным типом дыхания успешно пользуются многие сопрано и лёгкие теноры. Здесь все связано с оптимальным положением гортани поющего, которая не у всех в физиологически выгодном вокальном положении должна опускаться.
  • Исключительно низкий брюшной тип дыхания позволяет брать мощнейшие ноты и тонко варьировать динамику.
    Однако и здесь диафрагма в невыгодном положении, т.к. оказывается неразвёрнутой. Она становится мышцей антагонистом для других выдыхательных мышц брюшной полости. “Глубокий вдох в самый низ”, как описывают его сторонники обучения по ощущениям, еще ведёт, подобно зевку, к опущению гортани и некоторому удлинению трахеи. Это может повлиять на особенности звучания и приёмистость, например, для верхних нот у мужчин, т.к. изменяются условия в надставной трубке. Вокалисты, имеющие склонность к брюшному вдоху более используют резервные запасы воздуха, т.к. контролируют выдох мышцами пресса. мешает подъёму гортани и в общем более высокой позиции.
  • Смешаем два типа – и будет идеально!
    Подавляющее большинство вокалистов пользуются именно смешанным дыханием, с большим или меньшим включением груди или брюшных мышц.
  • Хорошие вокалисты, желая добавить ту или иную краску в голос, могут немного изменять тип вдоха.
    Не выходя за границы наработанного стиля глобально. Для более лёгкого, лирического звучания они на вдохе больше подключают грудь. Для драматического, плотного, густого «вердиевского» звучания с широкой динамикой звука – живот. Главное – у них это происходит естественно и без зажимов.

Координация дыхания и работы связок должна вырабатываться постепенно, в одном направлении. В начале можно попробовать несколько вариантов дыхания, но планомерно развивать нужно только самый удобный! Невозможно петь, например, сегодня ключичным дыханием, а завтра глубоким абдоминальным. Качественные показатели вокала здесь будут разными и вокальная координация не будет развиваться. А эта координация необходима, ведь мы подчиняем себе те процессы организма, которые по умолчанию работают рефлекторно.

Опора звука в пении

Типы дыхания при пении

Хорошо поставленный певческий голос создаёт у слушателя ощущение наполненности, плотного и постоянного звучания, равномерного тембра. А самому вокалисту дает лёгкость в управлении голосом, стабильность и удобство. Возникает чувство, будто голос на что-то «опирается». Усталость от пения более выражается телесно, в виде напряжения выдыхательных мышц и стабилизаторов. Нигде в горле при этом зажимы не создаются.

Данная обратная связь, называемая «чувством опоры», сопряжена с качественным включением в работу дыхательных мышц и поднятием давления воздуха под голосовыми связками (подсвязочного давления). Всё напряжение и мощность звучания как бы переносится на мышечный каркас тела, мышцы кора. С потерей опоры быстро приходит усталость, осиплость, что в вокальной среде именуется «петь на горле».

Явление опёртости возникает не сразу. Педагог фиксирует самоощущение подопечного на тех качествах звука и реакциях в теле, которые сигнализируют о правильном звучании «на опоре». Или отмечает, что в данный момент у ученика голос звучит поверхностно, нестабильно и бедно тембрально. Постепенно термин «опёртый звук» становится синонимичным правильному пению.

Ощущение опоры у разных людей отличается. Нам встречались такие образные формулировки:

  • Воздушный столб от живота до головы.
  • Рефлекторное напряжение дыхательной мускулатуры, которая постоянно подаёт воздушное давление под связками.
  • Упругий шарик в глубине горла на уровне гортани, т.е. сопротивление связок подсвязочному давлению – специфическое торможение голосовыми связками дыхательного потока.
  • Ощущение звука в небном своде при попадании в резонаторы. Вибрации передней части лица в области «маски», в зубах.
  • Стабильный упор звука в передние зубы или нёбо, что создаёт чувство уверенного и стабильного голосообразования.

Возможно ли связать все это воедино? Чтобы начинающий вокалист мог сразу взять и понять – вряд ли. Субъективность ощущений и разные техники пения привели к различиям в терминологии и неодинаковому подходу к опоре звука. Одни отделяют ощущение опоры от физической “опоры”. Другие считают, что понятие опёртого звука неделимо. Третьи упоминают опору как характеристику акустическую.

Можно сказать, что опора – это и комплекс вибрационных ощущений в резонаторах, и определённый посыл звука, и чувство подсвязочного давления, и правильное построение фразы. А также отсутствие вокальных недочётов: детонаций звука, подъездов, тремоло вместо вибрато, разбалтывания ноты по динамике, ошибок в атаке звука.

Опору можно рассматривать и с точки зрения механизма работы мышц антагонистов. Согласно этого механизма расслабление одних мышц предполагает напряжение других. Они, как бы, балансируют плавность работы друг друга. Дыхательные мышцы здесь – не исключение. Работа диафрагмы плавно контролируется и её расслабление наступает постепенно за счет включения антагонистов. Это и создаёт ощущение столба воздуха, который опирается на диафрагму и мышцы живота. От этого голосовые связки работают в наилучшем режиме, т.к. испытывают комфортное давление стабильно поступающего воздуха. Запас его при этом вполне достаточен.

По Работнову и Аспелунду опора – не только напряжение выдыхательных мышц и подсвязочное давление. Это и согласованная работа мышц горла, шеи и гладкой мускулатуры бронхов. Выдох как бы удерживается в «нулевой фазе» и становится статичным. Тормозится действие произвольной мускулатуры и начинает работать мускулатура бронхиального дерева. Таким образом, автоматизм работы голосовых складок и гладких мышц бронхов «в статике» даёт ощущение опоры.

По Дмитриеву надсвязочная область гортани наделена ярко выраженным сужением относительно полости глотки. Это сужение пропадает только на неопёртом и лёгком «piano». Однако при хорошем «piano» с опорой и достаточным подсвязочным давлением, сужение в той же степени выражено, как и на хорошем «forte».

У певцов и артистов с опёртым речевым звуком это сужение тоже присутствует. Оно создаёт предрупорную камеру, над которой возникает дополнительное давление, способствующее ощущению подсвязочного давления и опоры. Сопротивление (импеданс), развивающееся в области над голосовыми связками, действует обратно давлению под связками. При идеальной пропорции надсвязочного и подсвязочного сопротивлений и при преобладании первого голосовые связки работают легко.

В заключение. Не стоит подходить к пению как к комплексу физических упражнений – это удет “звукодуйство”. После освоения техники на первый план должна выйти эстетическая и художественная составляющая вокала.

Научиться правильному дыханию вам помогут уроки в нашей школе La Sea. Хотите сами изучать вокальную технику? Обратите внимание на нашу библиотеку и упражнения для новичков.

Предлагаем вам также посмотреть другие точки зрения на правильное дыхание при пении:

Предлагаем вам посмотреть другие точки зрения на правильное дыхание и опору звука:

Нажми для оценки
[Голосов: 6 Среднее: 5]