Из чего состоит ораторское мастерство?
Ораторское мастерство – это не только речь и голос. Спектр этого искусства простирается от дыхания до внутреннего самоощущения и доминантности. Мы смогли выделить следующие факторы:
- Психологические.
- Телесные.
- Голосовые.
- Содержательные.
Давайте рассмотрим, какие компетенции оратора входят в каждый блок.
Владение дыханием и опорой
Начальный уровень:
- Дыхание поверхностное, ключичное. Диафрагма практически не участвует в процессе дыхания, а пассивно поднимается вслед за грудью. Вероятно значительное втягивание живота. Задирание верха грудной клетки, плеч. Вдох происходит шумно, рывком, малым объемом.
- Отсутствует контроль дыхания, понимание его функций в речевом голосообразовании.
- Запаса воздуха не хватает на простую фразу до 10 сек.
- Сильно задирается гортань, зажимается нижняя челюсть.
- Вдох происходит исключительно ртом, вдох носом непривычен. Рот перед вдохом приоткрывается, даже если попросить вдохнуть носом. Металлический (скрипучий) или слишком сиплый тембр, нестабильный.
- Отсутствует полетность голоса.
- Отсутствует спокойная протяжка голоса.
- Быстрая утомляемость голоса, боль в связках (тупая в районе гортани), кукольный и искусственно завышенный тембр голоса, резкий дискомфорт, боль и/или срыв при попытке увеличить громкость.
- Значительный недостаток подсвязочного и надсвязочного давления, отсутствие понимания их физиологии и ощущений.
- Динамика пения никак не варьируется и не контролируется.
Базовый уровень:
- Человек не связан с речевыми профессиями, но критических проблем с дыханием нет.
- Нет понимания функций дыхания в звукообразовании.
- Отсутствует полетность голоса.
- Звук и тембр тупой, не полётный, скудный, нестабильный, ярко «любительский», «не фирмовый». Скорее всего опущена и перекрыта нёбная занавеска.
- Динамика контролируется слабо и больше интуитивно.
- Может протянуть простую фразу в районе до 15 сек.
- Звукоизвлечение безболезненное, не дискомфортное.
- Тип вдоха достаточно глубокий, не ключичный.
- Опора может проявляться в голосе при крике и удобных гласных, например, на скомпрессированной «И».
- Нет понимания необходимости опоры.
Уровень развития:
- Человек занимавшийся речью, дыхательными практиками или природник. Научился дышать либо по лекалу «строго в живот/грудь/носом/ртом», либо поёт и дышит правильно по наитию.
- Вдох осознан, глубокий.
- Может протянуть простой звук до 20 сек.
- Тембр нестабилен. Слабо варьируется динамика голоса.
- Есть зачатки полетности голоса. Гласные звучат по-разному: «И» может звучать опёрто и скомпрессировано, а звук «А» поверхностно и бедно.
Опытный уровень:
- Человек дышащий осознанно, чувствующий опору, подсвязочное давление.
- Иногда может передавливать звук, недостаточно опереть его. Делая перерыв в занятиях, при смене самочувствия, возрастных переменах недостаточно контролирует голос.
- Может форсировать звук, иметь позиционную фальшь.
- Может протянуть простую фразу до 25 сек.
- Рабочий тембр стабилен.
- Простые упражнения могут начать казаться банальными, равномерность звучания отходит на второй план.
- Есть полетность голоса. Но научившись пользоваться динамикой от пиано до фортиссимо, человек может потерять меру.
- Может не замечать патологических изменений в дыхании, звучании, опоре, что приведёт к травматизации голосового аппарата, смене привычки говорить, дышать, искусственному пережатию для добавления импеданса. Рождается обманчивое ощущение мастерства, которое приводит к переоценке своих возможностей, уходу «вразнос».
- Вдох осознанный, комфортный и не поверхностный.
- Опора присутствует, но бывает избыточной.
Уровень мастера:
- Опора полностью подконтрольна и достаточна.
- Процессы вдоха, выдоха, чувства опоры автоматизированы, осознаваемы, при идеально равномерном звуке.
- Голос полетный.
- Распределение дыхания равномерное, хватает на любые адекватные фразы.
- Основной тембр полностью стабилен, «фирмовый».
- Во вдохе нет никакой спешки, приготовлений, человек готов начать петь «с ходу».
- Есть явный анализ себя и повышенные требования к своему звучанию. Человек остаётся «слушателем себя». Сам честно слышит и чувствует свои ошибки, способен сам их отработать. При перепроверке, например, чувства опоры стандартным тестом «кулак в бок», явно чувствуется рефлекторное напряжение выдыхательных мышц. При перепроверке стандартным «И-Э-А-О-У» на одной или двух нотах тембр равномерный, каждый звук вытекает из предыдущего, каждый звук на опоре, певуч и равномерен по динамике.
- Опора полностью подконтрольна и достаточна.
Общая грамотность, скорость мышления и эрудиция
Начальный уровень:
- Низкая грамотность.
- Низкая скорость мышления.
- Маленький словарный запас, низкая начитанность.
- Имеются лексические, пунктуационные, фразеологические, стилистические, произносительные, синтаксические, и другие ошибки в письме и речи.
- С трудом составляет предложение, при том неправильно.
- Мат как междометие и без контроля.
- Отсутствие интересов, самообразования, стагнация.
- Чаще всего неадекватное восприятие себя.
- Очень узкий кругозор.
Базовый уровень:
- Базовая грамотность.
- Базовая скорость мышления.
- Базовый словарный запас, начитанность, уровень образованности.
- Уровень образования не имеет решающей роли, хоть и коррелирует с интеллектом. Когда-то была прочитана школьная программа, несколько книг, но всё поверхностно.
- Хобби могут отсутствовать.
- Работа вряд ли связана с интеллектуальной сферой, однако от природы человек может иметь неплохой, средний интеллект.
- Типичные ошибки в разговорной речи отсутствуют, однако при усложнении речевых конструкций – появляются.
- Кругозор выстроен вокруг своих компетенций.
Уровень развития:
- Человек старается развиваться в интеллектуальном плане, но чаще бессистемно (научпоп, ютуб, книги как чтиво).
- Хорошая грамотность.
- Хорошая скорость мышления.
- Хороший словарный запас, начитанность, уровень образованности.
- Интеллектуальный уровень средний или выше среднего.
- Имеет несложные хобби.
- Профессия может быть связана с умственным трудом или цифрами.
- Ошибки ввиду начитанности и запоминания речевых паттернов редко встречаются.
- Может быть обычный человек, стремящийся развиваться и имеющий потенции к познанию.
Опытный уровень:
- Интеллектуальный уровень выше среднего.
- Отличная грамотность.
- Высокая скорость мышления.
- Большой и разнообразный словарный запас, начитанность, уровень образованности.
- Имеет хотя бы одно сложное хобби.
- Профессия может быть связана с умственным трудом или цифрами.
- Ошибки в речи и письме практически отсутствуют.
- Не всегда адекватное восприятие себя и критики, переоценка или слишком низкая оценка возможностей.
Уровень мастера:
- Работник интеллектуального труда, либо развивающийся неординарный человек, испытывающий систематический интерес к определённым вещам, явлениям,
- Имеет несколько сложных хобби.
Высокий интеллект - Отличная грамотность.
- Отличная скорость мышления.
- Огромный словарный запас, начитанность, уровень образованности.
- Живость ума, пытливость, отличный анализ, скорость реакций,
- Адекватное восприятие себя и самокритика.
- Хороший разносторонний юмор (импровизационный опыт) и кругозор.
- Часто – скромность, интеллигентность, тактичность.
- Первое впечатление о человеке может быть обманчивым (заниженно), т.к. он не выпячивает свои достижения и уровень!!!
Основы психологии
Начальный уровень:
- Нулевое знание. Психология далека и непонятна
- Часто встречается предвзятость: «мозгоправы – шарлатаны».
Базовый уровень:
- Что-то слышал про психологию. Человек понимает о чём эта дисциплины. Однако пока она ему не пригождалась.
- Знания «попсовые». Нет никакой структуры и желания в ней разбираться.
Уровень развития:
- Человек принимает решение изучать психологию.
- Пока поверхностно и бессистемно. Часто – через блогеров и статьи.
Опытный уровень:
- Присутствует структурированная база знаний по психологии и социологии, которые человек может применять повседневно. Всё это базируется на научных трудах, в упрощённом виде.
Уровень мастера:
- Хорошая база знаний, которые человек применяет практически, а не только знает в теории. Человек не задумывается, когда опирается на эти знания.
Доминантность
Начальный уровень:
- Нулевая и отрицательная доминантность.
- Любовь к обыденности.
- Нытьё без серьёзных проблем.
- Излишняя влюбчивость.
- Несмелый, зажатый голос, плаксивость.
- Социальная (!) тревожность.
- Торопливая речь, боязнь баловаться, орать.
- У мужчин – пролактиновое, излишне заботливое, услужливое эмоциональное поведение.
- Нулевая агрессия. Боязнь своих слов и действий, боязнь ответственности, внимания противоположного пола.
- Излишняя увлеченность к не-мужским развлечениям: просмотр аниме, компьютерные игры без выраженной стратегической и доминантной составляющей.
- У женщин – полное неприятие своей женственности, привлекательности, сексуальности, женского поведения.
- Иногда пацанское/невротическое, тревожное поведение.
Базовый уровень:
- Нулевая доминантность.
- Обычные, серые люди, условный «ноль», середина.
- Нет перспектив, планов, целей, желаний, стремлений, мечты.
- Нет и жизненной энергии и мотивации.
- Внутренняя обезьяна не понимает «зачем» ты что-либо делаешь.
Уровень развития:
- Этап становления.
- Ему дискомфортно, он ищет. Он может быть противоречив, нервозен.
- Может иметь желания, но не иметь четкого вектора, бросаться из стороны в сторону, часто менять курс.
- Имеются признаки недавних перемен и перестройки личности.
- Начинает открывать внутри себя внутреннюю обезьяну, начинает видеть мир иначе, открывает борьбу.
Опытный уровень:
- Этап роста и перемен – самый сложный в жизни человека. Человек начинает стремиться «вверх», борется с собой.
- Начинаются перемены в личной жизни, человек меняет работу, получает повышение или увольнение – целый спектр событий. Но, как правило, это в конечном итоге приводит к аутентичности.
Уровень мастера:
- Человек ярко доминирующий и утвердившийся в обществе за счёт своих заслуг. Выдающийся и признанный профессионал, бизнесмен, политик, спортсмен, актёр, музыкант.
- Уверенность выражается невербально и вербально, но без нарциссизма.
- Может позволить себе и снисхождение, и помощь, и меценатство, но также может и стереть в порошок.
- Влиятельный, умный, ценный, успешный, опасный человек.
- Может быть склонен к увлечению искусством, коллекционированию.
Эмоциональный интеллект
Начальный уровень:
- Низкий эмоциональный интеллект.
- Легко и неконтролируемо переходит к агрессии, ажитации, детской радости и другим базовым реакциям. Сильная обидчивость.
- Сложности с распознаванием своих и чужих эмоций, хаотичные и часто неверные реакции.
- Плохое понимание себя, эгоцентризм или очень размытое «Я», вплоть до полу-овощного состояния без желаний и целей.
- Глупый, неуместный юмор, или его отсутствие.
- Деление мира на «чёрное» и «белое» во всём.
- Перекладывание вины на других и полное отсутствие самокритики.
- Любят простейшие удовольствия, часто алкоголизм – как часть жизни. Неумеренность в еде и низших потребностях.
- Отсутствие самоанализа.
- Трусость перед человеком выше и/или сильнее.
- Нет ласковых чувств по отношению к животным и/или садистские к ним наклонности.
- Малый или отсутствующий интерес к окружающим.
- Иногда могут встречаться люди с проблемами эмоционального спектра и отсутствием эмпатии, но высоким интеллектом!
- Частый типаж:
– Женщина – как вздорная баба, истеричная, ищущая скандалов, доказывающая свою правоту, воюющая со всем миром. Или очень серая, никудышная «мышь», не следящая за собой, плывёт по течению.
– Мужчина – воинственный и узколобый агрессор или серый, безвольный инфант, не имеющий интересов. Во вторых случаях может встречаться потухший взгляд.
Базовый уровень:
- Базовый эмоциональный интеллект среднестатистического человека. Встречаются исправимые и подвластные исправлению поведенческие паттерны.
- Человек не лишён эмпатии и сопереживания. Чувствует объективные и простые чужие эмоции: гнев, восторг, радость. Однако не распознаёт сложные чужие эмоции. В эмоциональном спектре низкая градация по степени.
- Проблемы с личными и чужими границами. Часто – прямолинейность.
- Излишняя и «токсичная» простота восприятия мира.
- Эмоции могут захлёстывать и не контролируются.
- Крайне редко увлечение духовными практиками.
- При попытке эмоционального анализа ситуации, человек делает ошибки, может искать виноватого.
- Малый интерес к окружающим.
Уровень развития:
- Хороший эмоциональный интеллект.
- Человек либо находится в процессе эмоциональной перестройки и осознания, либо имеет достаточный эмоциональный опыт: потери и приобретения, радости, горе.
- Возможно, от природы чувствует ситуацию, но нет конкретного понимания чужими и своих эмоций.
- Часто эмоции могут захлёстывать, как в предыдущих пунктах, однако уже здесь начинается активный их контроль.
- Может анализировать ситуацию. При попытке эмоционального анализа ситуации, делает ошибки, может искать виноватого, однако не оценивает ситуацию однобоко.
- Хорошая эмпатия к любимым животным.
- От природы хорошо развиты личные границы, но нет их анализа.
- Присутствует интерес к окружающим.
Опытный уровень:
- Хороший эмоциональный интеллект.
- Переход к осознанному анализу и контролю эмоций.
- Сопереживание присутствует достаточно, в т.ч. в теоретических ситуациях, например – при чтении книг.
- Хорошее чувство ситуации.
- Эмпатия к любимым животным и людям.
- Чёткие личностные границы.
Уровень мастера:
- Выраженный эмоциональный интеллект.
- Выраженная эмпатия, хорошее понимание чужих и своих эмоций, полный их контроль. Присутствует самоконтроль и умение отказывать.
- Любознательность к окружающим.
- Гибкость и адаптивность к ситуациям.
- Способность оценивать характеры и настроения не только у отдельных индивидуумов, но и в целом у коллектива и обществ.
- Мудрое отношение к себе и жизни, понимание ошибок.
- Безвозмездность в помощи.
- Грамотный выход из сложных ситуаций.
- Умение отдыхать и отключаться от работы, конкретные личные границы.
- Самодостаточность и близость к психическому здоровью.
Самооценка
Начальный уровень:
- Неадекватная и не подкреплённая.
- Несовпадение реальности с ощущением себя в мире.
- Болезненное требование внимания к себе целого мира. Выраженное как в «низкой» самооценке, так и в «чрезмерно высокой».
- Невосприятие критики. Болезненное стремление к власти, управлению, без должных компетенций. В отрыве от реальных дел.
- В депрессивном варианте – зацикленность на своей персоне и собственных переживаниях именно в смысле их проекции на остальной мир. Т.е. «мне так плохо, я никому не нужен, никто меня не гладит по голове».
- Ярко выраженная инфантильность. Часто агрессивность.
- Отрицание или переоценка своих хороших черт.
- Отсутствие самокритики.
- Юмор плоский, агрессивный, тупой. Восприятие абстрактных шуток на свою персону. Обидчивость.
- Бросание важных дел, если они не получаются (инфантильность), и дальнейшее оправдание себя, после – обвинение мира.
Базовый уровень:
- Более здоровый вариант. Человек сер, но и воспринимает себя серо.
- Здесь человек имеет более здоровую самооценку, т.к. она коррелирует с достижениями. Но, как правило, человек на этом уровне не готов поступиться и изменить что-то в своей жизни. В основе этого лежат закостенелые процессы психики, поддерживающие её стабильность.
- Очень плохое восприятие нового опыта. Борьба за свой внутренний уклад и нежелание его менять, вплоть до агрессии.
- Хотя, в отрыве от учёбы, это мягкие и практичные личности.
Уровень развития:
- Человек переживающий внутренне экзистенциальный кризис личности. Это может быть связано с потерями, новым опытом.
- Старое рушится, а новое ещё не пришло. Соответственно данную личность «штормит» в смысле самооценки. Она непостоянная, но это больше положительный признак.
- Частый типаж: женщина в разводе или мужчины в кризисе среднего возраста.
Опытный уровень:
- У человека продолжается кризис идентичности, но в завершающей фазе. Часто эта фаза может длиться всю жизнь.
- Появляются явные векторы к аутентичности.
- Адекватное восприятие и критики, и своих заслуг.
Уровень мастера:
- Практически недостижимый идеал психически здорового человека.
- Его самооценка полностью коррелирует с жизненными достижениями.
- Есть сознание собственной ценности, при наличии самокритики и понимания своих слабых сторон.
- Ярко выраженная аутентичность и спокойствие.
- Большая внутренняя сила. Нет личностных конфликтов в обострении.
- Принятие себя.
- Нейтрально-оптимистичная самооценка, на которую не влияют внешние факторы.
Умение концентрировать внимание и находиться в моменте
Начальный уровень:
- Патологическая рассеянность и невнимательность к предмету беседы.
- Бегающий взгляд, лёгкая дезориентация в пространстве.
- Чрезмерное количество времени в телефоне, компьютерных играх.
- Отсутствует чтение книг.
Базовый уровень:
- Обычный человек. Часто не способен концентрировать внимание на предмете беседы, однако усилием воли может справляться с этим.
- По роду деятельности нет нужды долго концентрировать внимание. Работа не связана с сильным анализом информации, скорее всего простая.
- Любовь к «быстрой» информации, вроде соцсетей и низкоинтеллектуальных компьютерных игр.
- Практически отсутствует чтение.
Уровень развития:
- Понимает необходимость концентрировать внимание и мобилизироваться. Но нет серьезной практики в этом.
- Присутствует чтение и/или любовь к определённому хобби, не связанному с получением «быстрого» дофамина: рукоделие, рыбалка…
Опытный уровень:
- Человек успешно учится концентрации внимания. Однако это не выработано в привычку.
Но умение находиться в моменте и концентрироваться хорошее.
Уровень мастера:
- Человек умеет долго концентрировать ресурс внимания на чём-то одном. Буквально с маниакальной настойчивостью.
- Не замечает более ничего, сознательно и выработано включая тоннельное зрение на любом выбранном предмете или деле.
Умение находить и структурировать информацию, запоминать текст
Начальный уровень:
- Абсолютное неумение находить, анализировать и структурировать информацию.
- Нарушена логика.
- Неумение анализировать информацию и делать из неё выводы. Забивание мозгов лишним.
- Просмотры соцсетей, телевизора неконтролируемы. Чтение как чтиво.
- Не способен запомнить даже простой текст.
Базовый уровень:
- Базовая логика, оставшаяся со школьных и студенческих времён.
- Адекватный человек. Умеет делать простые выводы из прочитанного, услышанного или понятого. Однако не было практики и нужды в более плотном освоении материала.
- Может с трудом запомнить несложный текст.
Уровень развития:
- Человек делает вывод о необходимости более плотного освоения информации для какого-либо дела.
- Есть потребность в росте. Это главная мотивация в освоении материалов по теме и их систематизации.
- Может легко запомнить несложный текст, но не дословно.
Опытный уровень:
- Человек грамотно подходит к подготовке тематического материала.
- Умеет готовиться по теме в краткие сроки.
- Грамотно систематизирует и составляет план. Хорошо запоминает текст.
- Всё ещё ощутимая опора на подготовку. До импровизированной составляющей с общим планом далеко.
Уровень мастера:
- Грамотный подход к изучению и подготовке материала, однако человеку не нужна сильная опора на бумажку с планом.
- Всё делается часто с о техничной импровизацией.
Осанка
Начальный уровень:
- Приобретенная сутулость, горбатость.
- Зажатость в теле, плечах, шее, тазу.
- Конечности слабо подчинены телу.
- Ноги шаркают, руки некуда деть.
- Грудная клетка слабо выражена, впалая.
Базовый уровень:
- Нормальная, базовая осанка, чуть сутулая спина.
- Не выражена грудная клетка, осанка.
- Визуально не чувствуется большой уверенности в человеке.
- Не выполняется особых упражнений для коррекции осанки ввиду “как-бы” отсутствия явных проблем.
Уровень развития:
- Выполняется коррекция и поддержание осанки в виде тренировок и проработки психологических проблем.
- В человеке чувствует прилив сил и абсолютно иное восприятие реальности, нежели на Базовом уровне.
Опытный уровень:
- Хорошая осанка почти входит в привычку.
- Грудная клетка развернутая, шея прямая.
Уровень мастера:
- Идеальная осанка всегда, как привычка.
Взгляд
Начальный уровень:
- Невыразительный, бегающий, прячущийся, тусклый взгляд.
- Человек не способен контролировать и выдерживать визуальный контакт с другими.
- Присутствуют невротические недостатки взгляда: тики, частое моргание, суетливость во взгляде.
Базовый уровень:
- Невыразительный, бегающий, прячущийся, тусклый взгляд. Человек не способен контролировать и выдерживать визуальный контакт с другими.
- Невротические недостатки практически отсутствуют.
- При необходимости может сконцентрировать взгляд, но это сопряжено со стрессом.
Уровень развития:
- Осознание необходимости развивать взгляд. Понимание его важности.
- Переход от неконтролируемости к контролю при сохранении большей части недостатков Базового уровня.
Опытный уровень:
- Тренированный взгляд.
- Присутствует контроль над взглядом, человек может выдерживать визуальный контроль глаза-в-глаза.
- Часто случается перекос в сторону агрессивного, оценивающего, напористого взгляда. Отсутствует баланс.
- Выразительность иных эмоций может быть затруднена.
Уровень мастера:
- Взгляд концентрированный, прямой, интересующийся, живой. Выражает индивидуальность, легко передает эмоции и убеждает в искренности.
- Возможны оценивающие нотки, или акценты живого интереса.
- Визуальный контакт сбалансирован, не более, чем требует того ситуация.
- Нет попыток подавить оппонента взглядом. Взгляд – естественное продолжение невербального взаимодействия.
Невербалика, движения, жесты, мимика
Начальный уровень:
- Деревянное и скованное тело, нервозность, походка не соответствует сцене.
- Язык тела закрытый, жесты отсутствуют.
- Присутствуют тики, нервные и некрасивые движения, неконтролируемые движения.
Базовый уровень:
- «Как в жизни, так и на сцене». Зажимы и страхи присутствуют в меньшей мере, однако нет понимания как вести себя на сцене.
- Походка, осанка, жесты, мимика – всё как в жизни – потому часто неэстетично.
- Человек может шаркающей походкой двигаться по сцене, слишком медленно, быстро, или рвано.
- Язык тела закрытый или аморфный, неуклюжий.
- Могут присутствовать неконтролируемые движения, но менее выраженно.
Уровень развития:
- Выступающий имеет долю природной смелости и раскрепощённости. Относительно предыдущих пунктов гораздо более свободен в поведении на сцене.
- Однако ни жест, ни походка, ни осанка не имеют систематизированной отработанности, в следствие чего движения на сцене хоть и более свободны, но имеют хаотичный характер.
- Начало обучения запускает именно переход к осознанности и структурированности движений и жестов.
Опытный уровень:
- Выступающий уверенно держится на сцене, понимает что, как и для чего он делает.
- Движения и жесты уверенные, язык тела тонусный и открытый.
- Но нет самобытности, лёгкости. Ощущается контроль.
Уровень мастера:
- Выступающий легко и красиво перемещается по сцене, движения и жесты не только обдуманы и мотивированны, но легки и самобытны.
- Присутствует «изюминка», узнаваемость.
- Язык тела открытый, лёгкий, свойственный конкретно данному выступающему.
- Недостатки превращены в особенности и фишку.
- Пластика тела и жесты уместные, яркие, заметные со сцены, не мелкие.
- Есть непосредственность, нет видимого контроля – он скрыт в контексте выступления и шоу.
Речевое голосоведение и окраска
Начальный уровень:
- Резко неприятный голос, с металлическим/скрипучим оттенком.
- Часто срывается на петуха, истеричный, назойливый, монотонный, назальный. Слушать тяжело.
- Быстрая утомляемость голоса у оратора.
Базовый уровень:
- Не цепляющий, обычный разговорный тембр.
- Возможно слишком тихий, сухой, вялый, неуверенный, пресный.
- Возможна быстрая утомляемость.
Уровень развития:
- Человек развивается в мастерстве речи, убирает основные проблемные места.
- Профессия может быть связана с голосом (учитель, кондуктор, кассир, младший руководитель), поэтому тембр приемлем.
- Из-за желания сделать голос более убедительным и соответствовать мнимому идеалу, может присутствовать манерность, форсирование, неуместное и неестественное занижение, заглубление голоса, придание болезненной и странной хрипотцы.
- Нет осознанности в управлении тембром.
Опытный уровень:
- Человек, связанный с речью по жизни: руководитель, директор, преподаватель и т.п.
- Возможен от природы хороший голос с уверенным звучанием.
- Возможно, посещал тренинги по развитию голоса, делал какие-либо упражнения.
- Нет систематических и полностью структурированных знаний о работе голоса.
Уровень мастера:
- Приятный, проникновенный, певучий тембр.
- Осознанное и адекватное варьирование звуковысотности.
- Расслабленность звучания, практически полное отсутствие усталости голоса (в адекватных рамках).
- Никаких тембральных недостатков (гнусавости, монотонности), а те что есть – превращены в особенность и фишку.
Темп речи
Начальный уровень:
- Сбивчивый, непостоянный, сложный к восприятию, неразборчивый, постоянные ускорения и замедления.
- Отсутствие пауз или их неуместность. Неприятность для слушателя.
- Невротические паузы, повторения.
Базовый уровень:
- Обычный темп, с ускорениями, паузами. Доступный к восприятию, однако человек никогда не анализировал собственное умение говорить.
Уровень развития:
- Темп речи подконтролен и уместен, но в стрессовой ситуации сбивается.
Опытный уровень:
- Присутствует контроль в стрессовых ситуациях, но возможны небольшие ошибки и потеря контроля над темпом.
Уровень мастера:
- Полностью уместная скорость речи, с возможностью замедления, ускорения, акцентов и пауз.
- Темп равномерный, льющийся, музыкальный, постоянный, контролируемый.
Речевая дикция
Начальный уровень:
- Плохая. Присутствует более одного дефекта речи: заикание, шепелявость, картавость, проблемы с буквами, зажатость нижней челюсти.
Базовый уровень:
- Обычная разговорная. Может присутствовать один дефект речи (напр. картавость).
- Нет никакого контроля. Вялость или зажатость артикуляции.
- Не развитые артикуляционные мышцы, асимметрия и сложности при упражнениях на мышцы носогубной области.
Уровень развития:
- Нормальная от природы дикция без дефектов. Однако сложные моменты могут вызвать дискомфорт.
- Нормально развиты и выполняются некоторые упражнения на мышцы носогубной области, первичная артикуляция также в норме, но без понимания и системности.
Опытный уровень:
- Хорошая дикция. Возможно человек занимался речью. Хорошо развиты носогубные мышцы и вторичная артикуляция, а также внутриглоточная артикуляция.
- Однако нет чётко систематизированных знаний и закреплённой практики. Сложные упражнения вызывают трудности.
Уровень мастера:
- Прекрасная, чёткая дикция. Развита как первичная, так и вторичная артикуляция. Легко произносятся сложные конструкции, скороговорки. Понятна абсолютно каждая буква.
- Недостатки преодолены и/или превращены в особенности, фишки.
- Развиты артикуляционные и носогубные мышцы с обеих сторон.
Речевая фразировка и перспектива
Начальный уровень:
- Отсутствует.
- Чтение и произношение ломаное, без соблюдения знаков пунктуации и без понимания смысла этих знаков.
Базовый уровень:
- Отсутствует.
- Чтение и произношение обычное, речь можно воспринимать, однако смысл уловить подчас сложно. Нет художественной выразительности.
- Как привыкли в школе, так и читают.
Уровень развития:
- Целенаправленная фразировка отсутствует, однако в речи подспудно могут выделяться главные слова, интонация может стремиться к главным членам предложения.
- Может присутствовать художественная выразительность, особенно если профессия располагает к работе с речью (учитель, руководитель), или материал эмоционально цепляет.
Опытный уровень:
- Введение данных понятий в обиход человека.
- Отсутствует интуитивное понятие о фразе и перспективе, однако человек может отличить декламацию по слогам
- Слежение за своей речью не только на выступлении, но и в жизни.
- Присутствует анализа себя в процессе, нет автоматизма.
Уровень мастера:
- Фразировка отработана, перспектива к главным словам есть и полностью осознаваема.
- Речь льющаяся, связанная, театральная и подходящая к ораторскому мастерству.
- В данных понятиях начинает присутствовать автоматизм, при сохранении анализа себя.
Спичрайтинг, содержательность и лаконичность речи, импровизация
Начальный уровень:
- Неумение составлять будущую речь.
- Неумение структурировать текст, делать его интересным, компактным.
- Неумение репетировать.
- Отсутствие надобности и понимания важности навыка спичрайтинга.
- Предложение практически не имеет структуры, повествование перескакивает с темы на тему, человек не может закончить уже начатое.
- Большое количество слов-паразитов и не относящихся к делу конструкций (не путать с в принципе сложной структурой предложений ввиду напротив высокого интеллекта, что тоже требует коррекции).
- Речь человека минималистичная, зажатая и сдержанная. Присутствует множество пауз, не оправданных смыслом речи. Не знает что говорить дальше.
- Как правило человек сам не осознаёт проблемы и все его слушатели страдают.
Базовый уровень:
- Поверхностное понимание необходимости составления плана будущего спича.
- Неумение опираться на план.
- Неумение репетировать.
- Присутствует лучшая способность к самоорганизации и структурированию.
- Обычная речь. Как правило, человек не использует сложных речевых конструкций, изъясняется просто, не усложняя, хоть и имея какие-либо ошибки, не делает на этом акцент.
- Целью речи ставит простое донесение информации, например на работе, или в бытовом общении.
- При попытке формулирования сложных речевых конструктов путается, запинается, вылезают слова паразиты, паузы.
- Донесение простых мыслей чёткое и краткое. Более сложных – затруднительно.
- В речи возникают паузы, нестандартные ситуации, из которых человек не знает как выходить. Но выхода этого человек не боится и готов работать. Речь не столько про зажатость, сколько про непонимание «как» говорить дальше.
Уровень развития:
- Возникает надобность/запрос в подготовке речи, первый опыт.
- Начало осознанного построения речи в предложениях и общем тексте.
- Главный признак здесь – начало избавления от связки «чувствую – говорю». Появление расчёта, вне зависимости от эмоционального состояния и предмета обсуждения.
- Здесь человек, как правило, начинает избавляться от неконтролируемых слов-паразитов, ненужных вводных конструкций.
- У человека появляется структурированное знание о действиях во время пауз, о необходимости и способах заполнения пауз, вопросов от аудитории и т.д. Но пока нет чёткой планомерной стратегии и инструментария.
Опытный уровень:
- Хорошее умение осознанно составлять свою речь, однако с опорой на теоретическую базу. Нет автоматизма.
- Хорошее умение импровизировать и заполнять паузы. Однако в критических моментах может потеряться.
Уровень мастера:
- Автоматическое и отработанное умение составлять речь. Делается на автомате и присутствует привычка.
- Структура речи всегда хорошо оформлена. Усложняющие, вводные конструкции (обороты, сложносоставные предложения) применяются уместно.
- В остальном речь доходчива до слушателя, не перегружена, доступна разным типажам людей, стилистически уместна для аудитории.
- При наработанном автоматизме и навыке, остаётся самоконтроль.
- Человек мастерски заполняет паузы в своей речи, не теряя смысла и плотности повествования. Прекрасно работает с нестандартными ситуациями и не боится импровизации даже на большой сцене и при большой аудитории.
Ведение дискуссии и манипуляции
Начальный уровень:
- Умение вести дискуссию отсутствует. Неумение даже строить диалог с другим человеком и поддерживать беседу. Спор или дискуссию воспринимает как агрессию.
- Отсутствие навыков манипуляции, в т.ч. в отрицательную сторону: легко управляем, внушаем, не имеет волевой составляющей.
- Страх конфликта очень выражен.
Базовый уровень:
- Умение поддержать простую беседу и разговор. Однако нет умения вести диалог с какой-либо позиции, кроме как бытовой. Соответственно любое противостояние воспринимается как конфликт и агрессия.
- Неумение планомерно и въедливо, без эмоций доказывать свою точку зрения.
- Обычный человек, не сильно внушаем.
- Также и напротив – может быть излишне эмпатичным, что может мешать брать под контроль других людей.
- Не имеет свойства «давить» без надобности.
- Не склонен входить в конфликт без надобности отстаивания своих интересов.
Уровень развития:
- Здесь либо у человека хорошие природные данные для дискуссии (спорщик, вредность, острый ум, въедливость), либо же человек понимает необходимость развития себя как оратора и начинает учиться искусству диспута, спора.
- Скорее всего хорошие коммуникативные навыки.
Опытный уровень:
- Опытный в дискуссии и переговорах человек. В обычном диалоге или споре может доминировать, однако при большой ответственности и на крупном мероприятии может теряться. Т.е. нет опыта работы «на повышенных оборотах».
- Не воспринимает спор как агрессию, но включается в игру, испытывает азарт.
- На этапе развития оратор приходит к честным выводам с самим собой, по какому пути он идёт: сознательное манипулирование, или сочувственный тип управления людьми. И далее выстраивает своё взаимодействие.
Уровень мастера:
- Мастер ведения спора и дискуссии. Для данного человека дискус – это азарт и игра, лишенная агрессии.
- Человек без труда управляет чужим вниманием, мнениями, при том не вызывая дискомфорта и подозрений у последних.
Взаимодействие с публикой
Начальный уровень:
- Нет взаимодействия с залом, нет взаимодействия с оппонентом/партнёром из-за страха и скованности. Контакт невозможен.
Базовый уровень:
- Взаимодействия с залом и партнёром практически нет, однако человек чуть смелее, меньше испытывает страх. Страх не сковывает.
- Лёгкий и отрепетированный небольшой контакт возможен.
- Ощущение настроений публики и партнёра отсутствует.
Уровень развития:
- Выступающий имеет определённую смелость от природы, и может взаимодействовать с партнёром на сцене или залом. Однако взаимодействие носит краткий и ситуативный характер (получится/не получится).
Опытный уровень:
- Оратор имеет некоторые знания о взаимодействии с публикой, и в целом неплохо выступает.
Уровень мастера:
- Лёгкое, намеренное и ситуативное взаимодействие с залом и оппонентами.
- Полный анализ ситуации, отсутствие страха перед партнёром и зрителями.
- Взаимодействие носит непринуждённый, естественный характер, без потери самобытности.
- Способность отстаивать своё мнение, коммуницировать и взаимодействовать не только развито, но и приносит удовольствие, азарт.
- Ощущение настроений публики и партнёра полное, контролируемое, анализируемое.
Школа музыки и вокала LaSea в Екатеринбурге – записаться на занятие
Спасибо за прочтение статьи) Мы старались, правда-правда) Понравилось? Поставьте звездочку внизу. А если хотите познакомиться с нами лично и научиться петь / играть / выступать – мы работаем для вас на ул.Мраморская,13. У нас живые уроки, посиделки, своя профессиональная сцена. Театр и музей музыки. К нам можно зайти после покатушек на Уктусе, отдыха в Бадене, шопинга в Глобусе или… просто так).