Открытие школы – Осень 2024

La Sea
  1. Главная
  2. »
  3. articles
  4. »
  5. Правильная фразировка в песнях. Перспектива звучания. Магия ударения.

Правильная фразировка в песнях. Перспектива звучания. Магия ударения.

Оглавление

Что общего в разных вокальных стилях?

«Есть вещи, которые нельзя купить. Для всего остального есть Мастер-кард…»
Старая, неактуальная реклама с хорошим смыслом.

Поет поющий поешь поем поют… Ничего не поняли? Мы тоже. Как будто смысл есть, но он ускользает при прочтении. Вот бы четче и понятнее… И чтобы не издалека, а по делу…

Но не из далека не получится))) Всё течёт, все меняется. Музыка и вокал не исключение. Раньше было только академическое пение. Опера и хор. Ну еще народные опусы, да…

В XX веке появились интимно напевающие крунеры, читающие стихи под бит рэперы, хрипящие рокеры. В эстраде намешалось всё: от джаза, академа, до мелодекламации, расщепления и R’n’B.

Каждый вокальный стиль имеет свои отличительные фишки. Например, рокерам пророчили, что ни один из них не сможет так петь больше пары лет. Но старая гвардия пела гораздо дольше, не теряя голос. Роберт Плант, Стивен Тайлер, Роб Хэлфорд, Мик Джаггер, наш Валерий Кипелов – все они до сих пор в вокальном строю. Техника в деле.

Кипучая смесь, где не найти концов… Что в ней общего? «Секрет в том, что никакого секрета не существует», говорила Опра Уинфри. Общая у нас физиология – говорим мы. Начинается все с того, что голосовые связки рождают звук в глубине горла. Они колеблются под воздействием выдыхаемого легкими воздуха. Легкие работают под нажимом выдыхательных мышц. Далее спектр звука изменяется, пока звуковая волна проходит через мягкие ткани, хрящи и полости. Колебания воздуха дошли до нашего уха – и вот мы его услышали.

В сущности мы пока/ещё/уже не рептилоиды и имеем сходное строение организма. При одинаковых вводных и одинаковом протекании процесса результат будет идентичным. А если итог отличается, значит в процесс вмешиваются дополнительные параметры.

Мы не можем сильно по-разному дышать. Мы не можем пропустить воздух через здоровые сомкнутые голосовые связки и не издать звука.

Но пение – это ещё и эстетически, музыкально, и социально окрашенный процесс. Поэтому он должен быть:

  • певучим, а не аморфным и вялым, как стоны больного человека;
  • удобным для исполнителя;
  • музыкальным – попадая в ноты;
  • красивым и доступным для слушателя.

Гласные звуки и первичная артикуляция

Большинство вокальных педагогов совершенно справедливо начинают свои занятия с упражнения на звукоряд «И-Э-А-О-У». Перед учеником здесь ставится задача – петь эти звуки неразрывно друг от друга, плавно перетекая из одного в другой. Тренируется работа внутриглоточной, т.е. первичной артикуляции. Что и яв0ляется, по сути, произнесением гласных звуков.

Связки издают только один основной тон. Гласные появляются позже. И работает здесь уже гортань, корень языка, мягкое нёбо, форма и объем постоянных по размеру полостей носоглотки.

Задача здесь проста. Не мешать работе голосовых связок сменой гласных. Так появляется ровность.

Гласные буквы – главная фонетическая основа пения. Они должны:

  • звучать с удобной степенью компрессии и певческой опоры;
  • быть естественными по произношению/фонации;
  • стать понятным слушателю;
  • отличаться плавностью и ровностью на всём протяжении звучания.

Длина звучания гласного звука прямо взаимодействует с понятием длительности в теории музыки. И непосредственно влияет на пение.

Согласные звуки и вторичная артикуляция

Речь и пение невозможно представить без согласных звуков. Однако 90% занимающихся правильной речью и пением, почему-то делают упор на скороговорки. Дикция, называемая по-научному «вторичная артикуляция», отвечает именно за произношение согласных. Но речь не состоит из них одних.

При фонации гласной буквы выдох свободен. Согласная же, особенно глухая и твёрдая, например «П», прерывает ток выдоха.

Ритм. Как не надо петь фразы?

Из сочетания тянущихся гласных и прерывающих звучания согласных мы получаем чередование: звук / промежуток. Это очень удобно сочетается с понятием ритма в музыке. Ведь ритм – это смена сильных и слабых долей, образующих определённую последовательность. По такому же принципу из слогов и слов образует речь, предложения. Предложения складываются в стихи, которые потом крайне удобно ложатся на ритм и музыку. Цикл замкнулся.

.. Здесь можно было бы предположить, что пение – это протягивание звуков и слогов в ритмической последовательности, на опоре и попадая в ноты. Нет!!! Посмотрите:

  • На большом воздушном шаре, МАНДА-РИНА-ВАГА цвета…
  • Ах, у ели злые волки!
  • Маленький мальчик учится читать на кухне. Папа сидит в гостинной. Мальчик, громко: «Ба-Бу-Бы». Отец из гостиной: «А не рановато?»
  • рАс цвета лИ яблони и груши пА плыли тУ мАны над рЕкой…

Такими примерами можно описать 90% проблем современного вокала. Яркое, выпяченное пение по слогам, которое не только ломает, но искажает смысл спетого.

Это категорически неправильное пение! Неприемлемое и непозволительное ни к одному из стилей вокала!

В дополнение к искаженному смыслу, подобные скачкИ и пение по слогам разрывает тот самый непрерывный воздушный поток, выдыхаемый из лёгких на связки. Что далее мешает правильной смене вдоха и выдоха, а также смещает позицию мелких мышц, удерживающих настройки голосового аппарата.

Певцу в целом тяжелее контролировать такой разрозненный, разделённый на кластеры звук. Хотя сиюминутно для мозга это кажется самым выгодным.

Редукция, ударные и безударные слоги

Из курса русского языка в школе все мы помним, что в слове существует ударение. И в каждом слове ударение может быть только одно.

К примеру возьмём слово “расцветали”, из песни «Катюша». Здесь 4 слога: РАС-ЦВЕ-ТА-ЛИ. Вторая буква «А», из предпоследнего слога будет ударной: “расцветАли”.

Но первая буква «А», «Е», и «И» – безударные звуки.

Возникает дилемма: как петь безударные гласные? Ведь мы не можем спеть Катюшу как «рОсцвЕтали», это будет сплошной колхоз – попросту некрасиво. Также это не может звучать как «рАс-цве-тА-лИ» – это будет очень плохой вариант гламурного мАсковского акцента.

Здесь в ход идёт такое явление, как редукция в лингвистике. Это ослабление характера звучания безударной гласной. Гласная как бы слегка стирается и звучит заметно слабее, чем ударная.

Редуцированная безударная гласная воспринимается, как смесь нескольких звуков. Кому-то ближе будет ощущение того, как человек произносит неопределённый звук со слегка приоткрытым ртом.

Вспоминаем, что голосовые связки рождают как раз таки этот гласный звук неясной фонетической природы. Сами по себе гласные четко организуются уже из положения глотки, языка и нёба. Но звучание связок неизменно.

Редуцируя гласную в речи или вокале мы сознательно её упрощаем. Чем упрощаем жизнь и нашей опоре, и дыханию, и в целом произношению. Произношение же здесь становится более доступным слушателю и удобным для горла. Оно не вызывая микроскопических подснятий с дыхания и смены вокальной позиции. Слова льются.

Мы используем данный приём в своей речи неосознанно. Просто прочитайте первые несколько строк из песни «Катюша», в доступном для вас темпе, в речевой манере. Обратите внимание: вы не произносите «рОсцвЕтали», и не произносите «рАсцветали». Вы слегка стираете эти безударные гласные. Будто добавляя в них тот самый «белый» звук. Как смесь «ы», «э», «а», «о».
В правильной речи существует даже понятие «буквы в степени». Т.е. буква «А», в степени «О», будет артикулироваться и состоять по спектру как в большей степени «А», но с примесью «О».

В американском варианте английского языка практически все гласные буквы идут в степени «А». Именно поэтому сам язык звонкий, резонативный, иногда даже резкий и назойливый. Русский же язык более заглублённый в этом смысле. У нас, особенно двигаясь на Восток по Евразии, говор гораздо более округлый, часто глуховатый. Поэтому ко всем согласным примешиваются низкопозиционные «ы», «э», глухая «о».

Хорошей полумерой(!) для начала понимания данного явления, будет сознательное уменьшение степени открытия рта на безударных гласных. И бОльшее открытие рта соответственно на ударных. В пении этот закон не только возможно применять. Можно, нужно, и строго необходимо во всех стилях вокала! Это редчайший признак мастерства, практически недоступный большинству певцов сейчас.

Вокальный перенос и соединение

Звук нужно начинать единомоментно. И тянуть столько, сколько он должен быть по длительности в нотном тексте. Не должно быть и подъездов к звуку. Они не только снимают звук с опоры, но и банально мешают взять конкретную ноту. Они рвут речевую линию, мешая связкам.

Смена звука не всегда удобно идёт от гласной к гласной. Часто слоги меняются через 1-2-3-4 согласных!

Решается проблема комплексно.

  • Озвучание согласных.

Произнесите слово «АБВГДЕйка». Обратите внимание: вы не говорите согласные изолированно Б, В, Г, Д… Это неудобно и просто невозможно! Вы вставляете между ними определённый промежуток со звуком. С тем самым редуцированным звуком, который похож на зажеванный звук «Э»! БэВэГэДэ. Но эта «Э» здесь не акцентирована. Она проходящая.

Другой мозгодробительный пример. К звукоряду ИЭАОУ, к каждой букве, необходимо приставить ряд согласных. Например: ДБЖЛРНИ, ДБЖЛРНЭ, ДБЖЛРНА, ДБЖЛРНО, ДБЖЛРНУ.

Проговорить это упражнение нужно слитно и без пауз, в любом удобном темпе. Для многих это кажется невозможным. Но если после каждой согласной буквы мы вставим ту самую неопределённую редуцированную гласную, всё получится очень стройным: Д’Б’Ж’Л’Р’Н.

И это называется озвучанием согласных, которое является одним из секретов певческого и речевого мастерства.

  • Вокальный перенос.

Со школы нас приучили делить слова на слоги определённым образом. «Рас-цве-та-ли» – первое слово из нашего примера. В пении длительность звука определяется тем, сколько тянется гласная. Промежутки – это смена слогов. И растягивая смену слогов, пытаясь протянуть или зажевать согласные, мы скрадываем драгоценные доли секунды, в которые могли бы петь гласные. Что делает пение не ритмичным и нескладным.

Вокальная техника решила эту дилемму. Смена слогов в пении производится несколько иначе. Гласная тянется столько, сколько времени в длительности ноты. А вот согласные идут кластером. И данный кластер, или единичная согласная, приходятся ровно на метрическую долю!

Рааа-|сцв|етААА-ли…

Или другой пример: Серенада трубадура, из мультфильма «Бременские музыканты».

Лууу-|чсООО|-|нца|…

Как мы видим, деление на слоги и их смена происходит несколько по иному принципу, нежели привычный нам. Каждому вокалисту строго необходимо освоить его.

  • Вокальное соединение.

Музыкальный ритм и длительность диктуют свои законы. Вместо привычного нам проговаривания каждого слова отдельно, в песне у нас на это нет времени. Получается так, что нам в буквальном смысле приходится соединять слова вместе, образуя единую линию.

«А у нас во дворе…» – пел молодой Иосиф Кобзон. Но как человек с хорошим вокальным образованием, он знал принцип вокального соединения. И вместо того, чтобы спеть каждое слово отдельно, он поёт слитно: «АУНААА-|СВ|ОДВОРЕЕЕ…». Это даёт единую и монолитную вокальную линию, где используется полное заполнение мелодического и ритмического пространства.

Интонационное ударение

В каждом предложении существуют слова, которые несут основную смысловую нагрузку. И опять мы ломаем то, что укоренилось в нас со школьных времён.

У Лукоморья дуб зелёный,
Златая цепь на дубе том,
И днём, и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом.


Большинство из нас читая этот стих, прочитывает его так же, как и в младших классах – опираясь на каждое слово. Будто отталкиваясь от ступеней. Но мы сейчас с вами поиграем. Сделайте ударение на слово «Лукоморья». Появилась интонация, будто только у этого самого Лукоромья есть дуб. Конкретный лукоморский дуб. А других дубов нет, и стоит о них забыть. По-хорошему, или по-плохому.

Теперь точно также выделите слово «зелёный». Смысловая составляющая становится таковой, что «зелёный» – это замечание. Не какой-нибудь, а зелёный!!!

Вы уже догадались к чему я вас веду – к главным членам предложения. Подлежащее и сказуемое, как правило. Именно эти главные слова несут основную суть. Остальные же слова являются второстепенными членами предложения. И относительно главных они звучат гораздо менее выражено.

Применив все полученные ранее данные, мы получим, что читается этот стих так:

Улу|к’мо|рьядУУУ|бзи|лёный
Зл’таяцЭЭЭ|пьна|дубетом…

И далее аналогично.

Интонационно мы делаем ударный слог в главном слове гораздо сильнее и более выраженным. Это позволяет выделить смысловую составляющую текста (в т.ч. в пении), не нарушив тем самым ни ритма, ни длительности. И не мешая нашему вокальному аппарату, пропевая по слогам и снимая звук с опоры. Не удваиваем и не прожевываем согласные, что приводит к пневматическому удару по голосовым связкам. Это явно не полезно нашему хрупкому голосу.

Перспектива звука и интонация пунктуации

Если мы будем, с учётом всех предыдущих пунктов, просто слитно петь и читать, это будет очень скучно. Даже редуцируя гласные и плавно соединяя звук. Чтобы всё не превратилось в кашу из звука, мы вводим два понятия. Которые неразрывно связаны между собой.

  • Перспектива звука.

Сложный и объединяющий многие аспекты вокала термин. Состоит он в том, что звук одной и той же высоты основного тона, длительности, спектра (гласной), может иметь совершенно разный характер. И дело здесь не в атаке. Не в мягком или агрессивном характере звучания.

Звук без перспективы продолжения статичен и конечен для восприятия слушателя. Для певца данный звук будто не имеет продолжения. Он подходит для финала музыкальной фразы. Но посередине фразы и предложения такой звук будет восприниматься как выпирающий, топорный, неинтересный.

Звук с перспективой дальнейшего пения не имеет оконченной музыкальной мысли. Он как бы имеет ввиду, что дальше мысль будет развиваться. Звук повисает в воздухе, не обрываясь резко.
Певец в этот момент через артистические и ораторские навыки, а также через фиксацию своего внимания не оканчивает его. Нервная система вокалиста в данный момент крайне сфокусирована на фразе и полностью подчиняется художественному содержанию.

Поэтому крайне важно осознанное пение. И это не про чистоту ноты или ритма. Здесь артист начинает выражать себя через художественную составляющую. Начинает вживаться в роль, и взводит свою нервную систему. При том не уходя вразнос, играя только лишь дешёвой экспрессией (признак плохого актёра – прим.ред). Он контролирует себя. Он равномерно горит, а не пылает как бочка с бензином.

Хороший певец обязан быть хорошим артистом.

  • Интонация пунктуации.

У каждого знака препинания есть соответствующая интонация.

Читая того же Александра Сергеевича Пушкина, мы увидим, что всё четверостишие – это одно предложение.

У Лукоморья дуб зелёный,
Златая цепь на дубе том,
И днём, и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом.

И, например, после слова «зелёный» у нас не кончается мысль. Здесь идёт перечисление и описание сцены.

  • Точка имеет завершающую интонацию, и заканчивает собою мысль. Интонация точки стремится вниз и резко, но логично обрывается:
Правильная фразировка в песнях. Перспектива звучания. Магия ударения.
  • Запятая не завершает мысль, но ставит небольшую логическую паузу, чтобы две мысли были сходны между собою по настроению. Интонация ровная, слегка угасающая ближе к запятой, прерывающаяся лишь на немного:
Правильная фразировка в песнях. Перспектива звучания. Магия ударения.
  • Вопросительная интонация бывает разная. Однако в классическом своём виде она идёт на подъём наверх. Если выделить у Пушкина слово «зелёный», логично родится вопросительная интонация, которая стремится вверх:
Правильная фразировка в песнях. Перспектива звучания. Магия ударения.
  • Троеточие как бы растворяется в воздухе, постепенно теряя интенсивность не только повествования, но и темп, и силу звука:
Правильная фразировка в песнях. Перспектива звучания. Магия ударения.
  • Двоеточие в большом смысле выражает понятие перспективы звука. Если после двоеточия мы сделаем огромную паузу, как после точки, и начнём читать далее, следующая мысль будет оторвана логически и интонационно. Но слово, после которого идёт двоеточие, имеет перспективу. А дальнейшие пункты имеют интонацию перечисления, обрамляемую запятыми:
Правильная фразировка в песнях. Перспектива звучания. Магия ударения.
  • Восклицание твёрдо и чётко, как Борис Николаевич, восклицает нам. Оно имеет своеобразное крещендо к концу фразы. Это кульминация и развитие, это постановка вопроса ребром. Это повышенная интонация. Без усиления к концу это будет интонация точки:
Правильная фразировка в песнях. Перспектива звучания. Магия ударения.

Фразировка

Вместо определения понятия «фразировка» в музыке, я дам вам сравнение и наказ. Отличному вокалисту необходимо постепенно убрать на второй план, отправить на ПЗУ вопросы попадания в ноты, ритм, выучку слов, редукцию, соединение, интонацию пунктуации… Это всё должно быть обрамлено двумя главными пунктами:

  • Артистическая игра.
  • Мышление в музыке не нотами, тональностью, ритмом или ещё чем прикладным. Мыслить необходимо цельной фразой, сразу же представляя её структуру.

В русском языке есть составные части. Звук, буква, слог, слово, фраза, предложение, абзац, параграф – всё идёт от мелких составных элементов к более крупным. Так и в музыке. Мелодия, которую поёт наш голос, или любой другой инструмент, имеет и маленькие, и крупные составные части.

Звук – самая мельчайшая часть музыки. Звуки собираются в мотив, который является наименьшим составным звеном всего произведения. Мотив имеет логическую и гармоническую структуру, акценты, а также самостоятельное выразительное значение. Его можно сравнить со словом.

Мотивы собираются во фразу, которая состоит из нескольких мотивов и имеет законченную музыкальную мысль. Это завершённый мелодический ход. Его можно сравнить со словосочетанием или кратким предложением в русском языке.

Музыкальные фразы собираются в предложения, по аналогии с правилами языка. Это уже является тонально и ритмически оконченными мелодиями, имеющими каденцию (точку) в самом конце. Т.е. полнейшая аналогия с правилами лингвистики.

Дальше уже идут более крупные составные части музыкальной формы. Например период, который можно смело сравнить с целым абзацем, или даже параграфом произведения.

Хороший музыкант должен мыслить крупно. Нельзя петь мелизмы отдельно от основной ноты. Нельзя петь по слогам. Нельзя плевать на интонацию пунктуации, ставя во главу угла мастерство высечения нот. Это стирает всю музыкальную фразировку.

Ссылаясь на Ф.И. Шаляпина, самое высшее мастерство вокалиста состоит в том, чтобы учитывать все музыкальные, лингвистические, фразеологические и интонационные, все актёрские средства выразительности, ни на йоту не изменяя музыку. Но дополняя её.

Отличный певец и артист добивается того, чтобы привнести в уже написанную музыку своё естество именно посредством всего описанного мною выше. Кто-то скажет: правила скучны, и это потеряло актуальность. Но это утверждение разбивается в пух и прах. Потому что абсолютно ничего нового невозможно привнести, не зная куда именно вносить. Это как пытаться усовершенствовать автомобиль, при этом базируясь на средневековых алхимических трактатах!
Описанные мною вещи – это те промежутки, в которые, среди прочего, вы и можете внести свою индивидуальность. А иначе…

Вместо заключения

…А иначе мы имеем то, что имеем. Особенно если взглянуть на современную музыку.
Общаясь с именитыми композиторами и аранжировщиками, ты слышишь фразу «в музыке можно ещё ооочень многое написать!». Я же, как вокалист и педагог, дополню, что не спето ещё очень многое. Ещё множество интонаций и оттенков не спето, не выражен через актёрскую игру целый спектр эмоций.

Появляются даже специфические термины, для обозначения немузыкальных музыкантов. «Звукодуйство» – термин, которым нарекли громких и голосистых певцов, слова которых абсолютно непонятны. Это люди, которым в первую очередь нужно внимание зрителя на сцене и сознание собственной исключительности. За просто так. За то что человек красиво стоит и эффектно держит какую-то ноту. Не важен ни смысл произведения, ни композиторская мысль, ни художественная ценность. Важен Я, стоящий красиво в белом пальто на сцене, а вы все дураки бебебебе.

Школа музыки и вокала LaSea в Екатеринбурге – записаться на занятие

Спасибо за прочтение статьи) Мы старались, правда-правда) Понравилось? Поставьте звездочку внизу. А если хотите познакомиться с нами лично и научиться петь / играть / выступать – мы работаем для вас на ул.Мраморская,13. У нас живые уроки, посиделки, своя профессиональная сцена. Театр и музей музыки. К нам можно зайти после покатушек на Уктусе, отдыха в Бадене, шопинга в Глобусе или… просто так).

Музыкальная школа LaSea: уроки вокала, аккомпанемента на гитаре, фортепиано, актерское и ораторское мастерство, живые выступления на собственной сцене.

Нажми для оценки
[Голосов: 6 Среднее: 5]