Открытие школы – Осень 2024

La Sea
  1. Главная
  2. »
  3. articles
  4. »
  5. Внутренняя мотивация в творчестве. Почему музыканты… странные?

Внутренняя мотивация в творчестве. Почему музыканты… странные?

Оглавление


«…Не спи, не спи, художник,
Не предавайся сну.
Ты — вечности заложник
У времени в плену.»

                     Борис Пастернак.

В каждом есть огонь

Откуда берётся всё новое? В науке, технике, искусстве. Кто-то скажет, что это плод фантазии плюс культурного багажа человечества. Кто-то – что это дано нам свыше Творцом. Есть и те, кто расскажет про всемирное инфополе, к которому, вроде как каждый из нас имеет доступ. Или про интеллект, мол он – мутация, отклонение, последствие воздействия вируса, дар инопланетян… Я же хочу пройти по тонкой философской грани, не касаясь этих пунктов.

Мы с вами находимся на портале про вокал, музыку и искусство. Поэтому рассуждать я буду с точки зрения вне-временных рамок и вечного. Даже как заложник этого самого вечного. Именно заложник и заключённый, но которому дорога эта клетка. С чего я начну? Мир искусства – сложный мир. Человек более близкий к рабочим специальностям иногда может отозваться о творческих людях не иначе как о лодырях, занятых работой без осязаемого результата. Индивиды погрубее назовут творческих людей «вшивой интеллигенцией» и «артистишками». Кто-то отнесётся к ним как детям, мол к таковым нужен и подход другой, и терпение.

Тем временем…

Тем временем артист прослыл человеком ненадёжным. Мало того, что эти люди редко бывают обязательны в своих поступках – это полбеды. Можно заставить подписать контракт и уже поспокойнее. Но нет! Эти “субъекты” ещё и склонны к весьма странному образу жизни: от непомерной гордыни, вызывающей желание только дать кирпича, до смерти от многолетнего приёма запрещенных препаратов. Не зря умные люди придумали для артистов резервации: академии художеств, театры, музеи. Стены и порядки данных резерваций позволяют хоть как-то существовать такому нестабильному элементу общества, избегая полного распада. А также эти «золотые клетки» позволяют избежать большинства вопросов от уважаемых джентльменов Уралмаша, Вторчермета, или Бибирево. Куда-с мол держите путь в столь поздний час, и не найдётся ли у вас кисета свежего вирджинскаго табаку…? Театры, музеи и академии надёжно защищают тщедушные пёстрые тельца духовнобогатых личностей, не позволяя им ни вредить себе, ни провоцировать окружающих.

Как разгорается пламя творчества?

А почему они себя так ведут? Вряд ли дело в невоспитанности или природной неустойчивости психики. Мудрый человек заметит, что у всего есть свои причины, и дыма без огня нет. Так и тут: всё внешнее, все издержки творческого склада ума – это дым. Но есть огонь внутри. Даже искра есть в каждом, но горит по-разному: масло чадит и разлетается брызгами, сухие тонкие ветки вспыхивают стремительно и ненадолго, уголь дает длительный жар, а окурки в жестяной банке окружены неприятным запахом. Один металл плавится и течёт, другой закаляется, а третьему всё равно, даже от больших температур.

«Великие умы обсуждают идеи, средние умы обсуждают события, мелкие умы обсуждают людей» (Элеонора Рузвельт)

Для создания нового требуется как минимум понимание, того что уже есть. Человек создающий новое, должен сначала объять опыт предшественников, переварить его и многократно повторить. Затем, от какого-то неведомого внутреннего импульса, из детского любопытства и юношеского максимализма захотеть творить своё.

Этот импульс не даёт спать ночами и жить спокойно. Осознавая опыт предыдущих мастеров, творческий человек уже заглядывает за черту. По-молодости, обучаясь игре на инструменте или рисуя картины, человек видит как это делают «в идеале» те, к уровню кого он стремится. Будь то ВанГог, Шуберт, Гёте, или Джимми Хендрикс. Юный творец хочет быть таким же. Подражать. Но жизнь вносит свои коррективы. При удачном стечении обстоятельств он достигает уровня мастера и превосходит его. Либо на пути к вершине он делает крен в сторону. Рождается вопрос: «А что дальше?» Это страшный вопрос, точка невозврата. Все мировоззрение человека приходит в подвешенное состояние. Он захотел создать, а на пути к тому, чтобы творить, мосты за собой возгораются сами…

Почему творец рискует сгореть и как разжечь пламя в другом?

Теперь внутри не искра, а Огонь. Тот же огонь, который дарил Прометей, что нёс светом Данко. Тот же свет, что создал Творец, отделив его от тьмы. Огонь творения, что распространился маленькими искорками по всему миру. И эти искорки упали медленно с неба на землю, как январский снег, зажигая жизнь. И каждая искорка стала душой, частичкой Создателя, подобной ему.

По умолчанию каждый из нас может зажечь жизнь, полюбив физически. Это счастье, особенно если сопряжено с любовью духовной. Но разве только этим мы способны зажечь другого?

Пытаться удержать в себе Огонь в одиночку – значит сгореть. Этим огнём должно поделиться. Как угостить случайного путника в ночи, сказать ему пару добрых слов, пожелать успехов и никогда больше не увидеть. Зажигаясь, творец смертный делает шаг к Творцу бессмертному. И начинает пылать так, что выдержать в одиночку это нельзя. Создав своё творение, в искусстве, науке, человек обязательно увековечивает не только своё создание, но и сам становится ближе к вечности. Свет вечности обжигает и согревает слишком сильно. Тепло это топило воск на крыльях Икара. И земные крылья так же опаляет. Чтобы не упасть, жар необходимо отдать другим.

«Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» (Апокалипсис 3:15)

В этом секрет творческого долголетия многих знаменитых певцов, художников, артистов, изобретателей и педагогов. Какая-то неведомая сила лишает человека возможности даже в глубокой старости впасть в слабоумие, физическое бессилие, или пасть духом. Потому что Огонь питает не только самого мастера, но и его подопечных. Иногда даже всё доходит до абсурда: мастер у себя дома может быть дышащим на ладан стариком, с ворохом болезней и не способным связать два слова. Но приходя на работу он начинает танцевать, петь, играть, творить и работать, а от слабостей нет и следа. Вот уж ясно: сила духа и божественная искра сильнее тленного тела!

Как артисту не сгореть?

«Только у великих людей бывают великие пороки» (Ф. Ларошфуко)

Сложно предугадать исход того человека, которого поцеловал Творец. Уже перечислив несколько имён из предыдущего абзаца, мы увидим, сколько эти люди принесли миру пользы и творений. Даже съедаемые пороками и страстями, они сделали мир чуточку лучше.

Если каждый из нас создан по образу и подобию, значит в каждом есть частичка Творца. И если Бог есть любовь, значит из любви и нужно исходить в том, что мы делаем.

Так как артисту не сгореть? Превратить свое творчество в любовь к окружающим. Захотеть принести пользу миру своим творчеством, своим Огнем. Поделиться им. Тогда не останется места гордости в сердце. И даже не придет мысль навредить себе. Ведь возлюбив ближних музыкант возлюбит и себя.

«Пусть дела твои будут такими, какими бы ты хотел их вспомнить на склоне жизни.» (Марк Аврелий)

«Каждое дело исполняй как последнее в своей жизни» (Марк Аврелий)

«От избытка сердца глаголят уста» (Ев.от Матфея 12:34)

Нажми для оценки
[Голосов: 2 Среднее: 5]