Какие есть параметры у звука?
Хороший вокалист не побрезгует ни Мэдисон Сквером, ни сельским ДК. В конце концов, везде его ждут благодарные слушатели. Но вот незадача: если вы выступаете на серьёзной площадке, то за вас всю настройку аппаратуры сделают профессиональные звукорежиссёры. Вам останется только прийти и спеть.
Но вот вы приходите на площадку поменьше и видите там молодого студента. Он устроился сюда на подработку три часа назад. Скорее всего, он худо-бедно сможет отстроить уровень громкости микрофона и включить минусовку. Всё. А зритель ждёт! Он заплатил деньги, притащил хлеб и жаждет зрелищ!
Что делать будем? Отставить панику! Вам, как вокалисту (фронтмену), нужен различимый и подконтрольный звук. А он, зараза, с трудом контролируется.
Звук – это волна, которая распространяется в воздушно среде. В певческом звуке можно выделить тембр (спектр), громкость, частоту, длительность. Ниже приведем основные термины. Более подробно о природе звука можно прочитать в статье.
Громкость звука (дБ) – это то, насколько широки колебания звуковой волны. При громком звуке колебания имеют большую амплитуду, при тихом – наоборот:
Высота звука (Гц) – она напрямую связана с частотой колебаний. Длинные волны звучат низко, басово, кроткие волны – высоко. В спектре певческого звука присутствуют разные частоты: основной тон и обертоны. Об этом также можно прочитать по ссылке выше. Наличие выраженных высоких частот 2000 Гц и более создает “полетность голоса”, металл, звоночек.
Длительность звука – время от возникновения звукового колебания до его затухания. В случае музыки – ниже предела слышимости человека.
Тембр – спектральный состав звука, его характер. Любой человек тембрально отличит пианино от скрипки.
Спектр звука делится на основной тон и обертоны, призвуки. Какие-то тише, какие-то громче. Усиление определенных частот в спектре возможно с помощью явления резонанса.
Акустика концертных залов и ее влияние на отстройку звука.
Смиримся с тем, что каждое помещение звучит по-своему. В ванной один звук, в подъезде сильное эхо, а если залезть в шкаф (не надо), то там будет глухо. Так и в залах.
В большом кафедральном соборе может даже не понадобиться микрофон. А если зал набит людьми до отказа, обшит тканью, на окнах тяжелые портьеры – звук получится глухим. В горах будет эхо, а на открытом большом водоёме или в поле – нет. Волны отражаются. А если им не от чего отражаться – гаснут и уходят в небытие.
Перед концертом обязательно осмотрите и опробуйте помещение.
Простопокричите в зале. Опробуйте акустику. Залихватским голосом покричите в разных углах зала и на сцене:
- Если это старый колонный зал советской, или вообще царской постройки – там практически наверняка сильная реверберация. Настолько сильная, что вокалисты с мощным голосом и в сопровождении музыкантов могли бы выступать там без какой-либо звукоусиливающей аппаратуры. Если вы из таких – вам очень повезло с залом. Но если вы поёте в микрофон и под минусовку – el problema. Здесь скорее всего вы столкнётесь с избыточным, практически неодолимым гулом.
- И наоборот – если вы предпочитаете петь без микрофона, но приехали в «супер-пупер-мега-современный» зал, где всё устлано звукопоглощающим материалом, то станете инстинктивно форсировать голос. Чтобы пробить эту глухую, ватную тишину. Эффект – будто поёте в подушку. Возрастает риск если не сорвать голос, то приобрести осиплость на несколько дней. Про красоту голоса при этом промолчим. Но этот вариант как раз создан для того, чтобы вам поставили микрофон, колонки, и излишек звука «пробил тишину». Поэтому из этого пункта можно сразу переходить в финальные абзацы статьи, где речь идёт о настройке аппаратуры.
Как петь в зале с большим эхо?
Здесь будет встречаться всё плохое:
- Низкочастотный гул.
- Размазанный, бубнящий, режущий уши среднечастотный звук.
- Отражения звука настолько долгие, что ваш голос и сильная доля в минусовке, в которую вы должны вступить, вернутся вам в ухо аж спустя секунду. Это сильно сбивает.
- «Каша» – все звуки отражаются от стен и смешиваются. Вы слышите грязь, поток шума, а зритель устаёт.
Лайфхаки для организации своего выступления в гулком зале.
- Резко и значительно убавьте громкость всего! Отвыкните раз и навсегда от желания изнасиловать уши зрителя и выбить ему барабанные перепонки. Это признак дешёвой дискотеки, но не музыкального концерта. Звук хорошего концерта должен быть ровно таким, чтобы было отчётливо слышно всё. И вам, и зрителю. Были когда-нибудь в театре или филармонии? Вот на такую громкость и ориентируйтесь – на естественную.
- Если молодой звукорежиссёр будет противиться, отправьте его в магазин за шоколадной пастой. А лучше бы ему поучиться у вас – выступать здесь будете Вы, петь здесь будете Вы. Возможно, на протяжении нескольких часов. Поэтому ваши опытные уши – лучший регулятор.
- Обязательный мониторинг! Просите… Нет, даже требуйте поставить вам на сцену монитор. Слышать звук, отраженный от стены, с задержкой в несколько миллисекунд или даже целой секунды – это колхоз. Отсутствовать мониторы могут только в самом микроскопическом зале, ибо они есть даже в сельских ДК – проверено автором. Но если такое чудо произошло можно развернуть в свою сторону одну из колонок, убавив на ней громкость. Или попросить всё-таки порыться на складе и поставить вам хотя бы полуживую советскую акустику. Или гитарный комбоусилитель. Даже последнее лучше, чем выступать без мониторинга.
Как настроить микшер вокалисту?
Самое вкусное, интересное, и сложное. Разбираемся с микшерным пультом.
БУУ!! СТРАШНО? Такие микшеры как на картинке – это профессиональные инструменты обработки и микширования звука, к которым вас вряд ли допустят. В более приземлённых залах вы встретите что-то наподобие этого:
Или даже этого – тот самый гиперболоид инженера Гарина):
Не пугаемся обилию крутилок. Нас интересует несколько вещей:
- Общий уровень громкости. Как правило, это один или два бегунка (крутилки) справа. На которых написано что-то про уровень громкости (volume) и про правый и левый канал. Это уровень громкости всего, что подсоединено посредством проводов.
- Далее нас интересуют каналы. Мыслим в вертикальной и горизонтальной плоскостях.
Вертикальные ряды крутилок – и есть каналы. В каждый канал у нас идёт по одному инструменту. Будь то микрофон, гитара, или электробубен с педалью дисторшн.
Разбираемся отдельно с каждым каналом. И каждый пункт будет аналогичным не только любому каналу, но и практически всем микшерным пультам. Даже самый профессиональный, с кучей эффектов.
И звук с каждого канала микшируется в общий звук:
- «High» – высокие, шипящие, цокающие частоты. Это те самые детали, которые мы хотим в звуке.
- «Mid» – средние частоты. Это основное наполнение. И самые сложные для настройки частоты. Наш голос, в основном звучит как раз в среднечастотном диапазоне. Поэтому стоит уделить этому маленькому бегунку особую роль.Также, на этом участке звучат среднечастотные инструменты: электрогитара, фортепиано, синтезатор.
- «Low» – басы. Частоты гудения и бульканья. Борщить с ними нельзя, иначе вы получите все самые плохие признаки сельской дискотеки. Если ваши колонки имеют прекрасную детализацию певческого звука, то у них менее выражен низкочастотный спектр, и более выражен средний и высокий. Последнее – признак отличной аппаратуры. А дешёвые басы мы оставим любителям сабвуферов в Жигулях, от которых дрожат стёкла ближайших новостроек на 57 этаже.
- «Level» – громкость канала.
- «Bal» – это баланс. Т.е. насколько звук уходит в левый канал, правый, или находится в центре. Иногда, определённые инструменты разводят по отдельным каналам и настраивают процентное соотношение.
- «FX» – это эффекты. Как правило, в большинстве микшеров это реверберация.
- Если речь идёт о плохом и звонком зале, то, поверьте моему опыту – этот бегунок редко используется. Он добавляет «каши» в итак плохой звук. Вам он практически не нужен, если только у вас не категорически тихий голос, и вы поёте практически поместив микрофон в трахею.
Итак, с чего начать?
- В первую очередь уберите избыточную громкость. Вы должны слышать себя так, будто вы разговариваете в небольшом помещении. При всём этом говорим рандомный набор слов, чтобы слышать характер звука. Безостановочно.
- Далее, уберите все частотные ползунки влево, чтобы звук стал плоским и тусклым.
- Начинаем настройку с высоких частот. Вам потребуется потихоньку прибавлять верхние частоты, пока не станут отчётливо слышны детали голоса: шипящие и цокающие звуки. Они должны быть не оглушающие, а понятные. Также, как в речи.
- Берём среднечастотный спектр. Аккуратно (!!!) двигаем ползунок, пока голос не приобретёт естественную окраску. Без гнусавости, гула, или задавленного звучания. Вспомните голос диктора по телевизору: чёткий, немного назойливый, максимально детализированный. Вот к такому и стремимся.
- Настраиваем нижний участок диапазона. Продолжаем говорить или петь для постоянного анализа звука! Постепенно прибавляя частоты добиваемся естественных басов в голосе. Они не должны гудеть, не должны быть неестественными. Здесь идеально подойдут гласные, например «Э» с опущенной гортанью, внизу диапазона.
- Корректируем итоговый результат. Обязательно делаем саундчек – поём многократно свои произведения прямо у микшера, и прямо во время прогона корректируем звук.
- Тоже самое делаем с фонограммой аранжировки: выводим все частоты к естественному уровню. Без перевеса в оглушительные басы, громкую и выпирающую середину. Без цокающих верхних участков.
При отсройке звука, как и при выступлении держим микрофон в 5-10 сантиметрах ото рта. Ближе – появляется низкочастотный бубнёж. Дальше – пропадают басы и середина. Правило не касается экстремальных техник типа утробного гроулинга – тут уж по ситуации.
Что делать вокалисту при проблемах с оборудованием?
А если на сцене случился Конец Света? Главное – проблема, скорее всего, замечена. И технический персонал уже озадачен ее устранением. Важно доиграть до конца песни и/или потянуть время. Общий принцип: не паниковать. Show must go on. А как это реализовать?
- При проблемах с микрофоном можно устроить караоке – попросить петь зрителей c выбранной строчки. Всю ситуацию можно попытаться свести в шутку. Также можно попросить зрителей совершить определенные действия – подойти ближе, достать фонарики и т.д. Это оттянет время для решения проблемы. Для подстраховки на сцене полезно иметь запасные шнуры и батарейки к микрофону.
- Остановилась минусовка. Идеальный способ показать, что вы поете вживую.
- Отключился свет. Попросите зал включить фонарики на телефонах и продолжайте выступление.
- Посторонний шум. Любые звуки, не принадлежащие вашему творчеству. Опять подключаем зрителей. При этом уже идет формат беседы, стендапа. Как вариант – также спеть вместе.
- При полном отключении электричества паниковать будут уже сами зрители. Тут уже придется становиться лидером и применять один из вышеперечисленных способов.
При проблемах с аппаратурой может быть сложно спеть на 100% своих возможностей. Нужно понимать свой “ рабочий минимум” и ориентироваться на него. Например, некоторые крутые артисты на студии споют на условные 10 баллов, а будучи вхлам бухие на сцене – на 9. Они крутые, им позволительно. Вы же на студии поете на 7, а в стрессовой ситуации на сцене – на 4. Вот для этой 4 вам и нужно подготовить запасные варианты.
Зная, что выше 4 вы спеть не сможете, определите сложные участки песни и подготовьте пути отступления. Уберите мелизмы, экстремально высокие, длинные ноты. Т.е. упростите материал с сохранением гармонии. В случае проблем – не пытайтесь отыграть сложные исходные заготовки – воспользуйтесь простыми планами Б.
Смотрите еще по теме косяков на сцене:
Школа музыки и вокала LaSea в Екатеринбурге – записаться на занятие
Спасибо за прочтение статьи) Мы старались, правда-правда) Понравилось? Поставьте звездочку внизу. А если хотите познакомиться с нами лично и научиться петь / играть / выступать – мы работаем для вас на ул.Мраморская,13. У нас живые уроки, посиделки, своя профессиональная сцена. Театр и музей музыки. К нам можно зайти после покатушек на Уктусе, отдыха в Бадене, шопинга в Глобусе или… просто так).