Как слышит человек?
Человеческое ухо позволяет нам не только слышать окружающий мир, но и понимать язык музыки: от барабанных ритмов до нежных мелодий флейты. Оно состоит из трех частей: наружной, средней и внутренней.
- Наружное ухо ⎼ ушная раковина и слуховой проход. Собирает звуковые волны и направляет их к среднему уху.
- Среднее ухо ⎼ барабанная перепонка и три небольшие косточки: молоточек, наковальня, стремечко. Усиливает вибрации и передают их внутреннему уху.
- Внутреннее ухо ⎼ улитка: спиральная структура, заполненная жидкостью и покрытая тысячами крошечных волосковых клеток. Преобразует механические вибрации в электрические сигналы, которые передаются в мозг через слуховой нерв.
Каждый компонент важен в восприятии музыки, но внутреннее ухо – особенно.
Что такое музыкальный слух в целом?
Музыка для мозга – это набор сигналов, переданных по слуховому нерву. Поэтому у человека ключевую роль в осмыслении музыки играет слуховая кора, расположенная в височной доле. Благодаря ей мозг может определять, насколько тон звука высок или низок. Он также может одновременно обрабатывать несколько тонов, что позволяет оценить мелодию и гармонию. Кроме этого, мозг фиксирует ритм и эмоцию произведения. Все это нужно человеку, чтобы понимать музыку и испытывать личностные переживания: радость, волнение, печаль, ностальгию. Музыкальный и биологический слух – не одно и то же.
Музыкальный слух ⎼ это способность воспринимать, оценивать и понимать музыкальные произведения. Он делится на ритмический, мелодический и гармонический. Из названий компонентов музыкального слуха ясно, за что каждый из них отвечает.
При этом существует два разных аспекта музыкального восприятия, связанных с высотой звука, которые мы рассмотрим ниже.
Исследование музыкального слуха
Активное исследование музыкального слуха началось со 2 половины XIX века Гельмгольцем. В его работе впервые была обоснована концепция физиологии звуковысотного слуха. Она получила название «резонансной теории». Позже им было создано учение о слуховых ощущениях и голосе.
При изучении музыкального слуха стали понятны закономерности развития ладогармонической системы и музыкального мышления в целом.
Важным стало учение Гарбузова о зонной природе музыкального слуха. Человек воспринимает музыкальный звук при помощи нескольких групп частот. Так для каждого музыкального звука образуется зона. Например, нота Ля 1 октавы воспринимается нами как неизменный при частотах 435, 347, 440, 443 Гц. Она может звучать чуть выше или ниже стандартных 440 Гц в пределах своей зоны. Но мы все равно будем воспринимать его как Ля 1 октавы.
Благодаря зонной природе музыкальных звуков мы можем совместить одновременную игру скрипача и пианиста. Поэтому правильнее по Гарбузову говорить, например, не просто об абсолютном слухе, а о зонном абсолютном слухе.
Ширина восприятия зоны непостояна. Она зависит от человека и его психоэмоционального состояния.
Фундаментальным трудом в области исследования музыкального слуха является труд Теплова «Психология музыкальной деятельности». В музыкальном слухе он выделяет две части:
- перцептивную или эмоциональную – ладовое чувство.
- репродуктивную или слуховую – слуховое представление, необходимое для воспроизведения.
Майкапар, Римский-Корсаков, Асафьев исследовали музыкальный слух с позиции педагогики. Кирнарской и Старчеус изучали слух через призму музыкальной психологии.
В музыковедческой литературе понятие «музыкальный слух» рассматривается с разных позиций:
- В широком смысле: звуквысотное, временное, динамическое, тембровое слуховое восприятие.
- В узком смысле: только звуковысотное восприятие.
Абсолютный и относительный слух
Абсолютный (тональный) слух – это способность идентифицировать высоту ноты без сравнения с другой, известной. Человек с абсолютным слухом может назвать или спеть ноту, не слыша эталонных. Абсолютным слухом обладает всего 0,01% населения Земли. Как правило, он встречается у тех, кто прошел раннюю и интенсивную музыкальную подготовку в критические периоды слухового развития – до 10 лет. Предрасположенность к развитому абсолютному слуху может быть генетически обусловлена.
Существует два вида абсолютного слуха:
- Пассивный – узнавание ноты по тембровым критериям. Иначе называется «ложным
абсолютным слухом». - Активный – способность не только узнавать, но и воспроизводить любой заданный или записанный музыкальный звук. Также называется чистым абсолютным слухом.
Относительный слух предполагает распознавание звуков не изолированно, а по отношению к другим. Музыканты с относительным слухом могут определять ноту сравнивая ее с известной контрольной точкой.
Другие виды слуха на основе классификации Е.Б.Ежовой
Видов музыкального слуха может быть столько, сколько имеется характеристик у музыкального звука и у средств музыкальной выразительности. Каждый элемент музыки будет соответствовать какому-то виду слуха:
- Интервальный – определение отношения между двумя нотами, сыгранными вместе или окраски интервала.
- Мелодический – понимание интервалов в длинной последовательности – мелодии. На этом виде слуха основана способность правильно чувствовать внутренне и воспроизводить мелодию на музыкальных инструментах или голосом.
- Гармонический – ощущение фонической окраски, восприятие множества звуков как единого целого. Чувство строя, ансамбля и функциональных связей. Ощущение окраски аккорда.
- Ладотональный – слышание соотношения последовательности аккордов и мелодий в системе тональностей. При более детальном анализе можно отдельно выделить ладовый и тональный слух. Ладовый слух – способность точно определять лады, как отдельно
звучащие, так и в музыкальном произведении. Тональный слух – ощущение лада, но на определенной высоте. Способность чувствовать тональные тяготения и ориентироваться на тонику. - Метроритмический – слышание длительностей звучания нот. Ощущение темпа, ритма, размера. Чувство времени, равномерности движения. Осознание и воспроизведение сочетаний звуков различной длительности.
- Интонационный (эмоциональный) – чуткость восприятия выразительности произведения. Интерпретации тонких эмоциональных оттенков.
- Архитектонический – слышание логических связей разделов внутри произведения. Определение закономерностей строения композиции. Слышание мотивов, фраз, и формы в целом.
- Регистровый – слышание разных регистров, октав.
- Тембральный – способность определения субъективных качественных характеристик звука, помимо его высоты и силы. Например – окраски и объема. Если вспомнить, что тембр зависит от высотного состава спектра звука, то тембральный слух можно отнести к производной гармонического.
- Фактурный – определение манеры технической и художественной обработки музыки. Способность слышать и определять вид музыкальной фактуры, то есть принцип изложения музыкальной ткани. Включает в себя виды слухов: полифонический, гетерофонический,
гамофонно-гармонический. Полифонический – способность слышать и мысленно представлять ход двух и более мелодий, голосов внутри произведения. - Динамический – определение и сравнение громкости звучания. Очень связан со звуковысотным и тембровым.
Если совсем уйти в философию, то можно выделить уже смешанные с другими материями вокальный и аналитический слух.
А еще есть не очевидное деление слуха на внутренний и внешнемузыкальный. Конечно, это деление образное, т.к. внешний слух не возможен без внутреннего.
- Внешниймузыкальный слух – это способность слухового восприятия реально звучащей музыки.
- Внутренний слух – умение мысленно представлять себе отдельные звуки, интервалы, аккорды, целые музыкальные произведения, а также тембры инструментов, голосов. Может быть смешанным и чистым.
Синестезический слух – отдельный вид экзотики
Синестезический слух – это явление, когда звук вызывает ощущения, характерные для других органов чувств: зрения, осязания, вкуса.
Цветной слух – один из самых известных видов синестезического слуха. Способность цветовых представлений при слушании звуков.
Что влияет на развитие слуха
- Генетика. Некоторые люди имеют врожденные музыкальные способности, кодируемые генами.
- Раннее воздействие. Маленькие дети очень чувствительны к музыкальным стимулам. Воздействие на этом этапе жизни может развить их слуховое восприятие.
- Культурная среда и активное слушание. Воспитание в музыкальной среде и постоянное прослушивание музыки влияет на формирование музыкального слуха.
- Музыкальное образование и постоянная практика. Обучение вокалу или игре на инструментах значительно улучшает музыкальный слух. Это один из самых важных аспектов.
Медведь бачату станцевал… Как развить музыкальный слух?
- Выберите музыкальное направление и запишитесь на уроки. Например, в школу La Sea.
- Выполняйте упражнения на сосредоточенное слушание. Обратите внимание на конкретные музыкальные элементы, такие как мелодия, гармония, ритм и динамика. Анализируйте каждый инструмент или вокальную партию в отдельности. Тут важна открытость всему новому и некоторая пытливость ума.
- Изучайте музыкальную теорию.
- Воспроизводите на инструменте, голосом и в виде нот услышанное.
- Практикуйте импровизацию и игру на слух. Экспериментируйте с созданием мелодий и гармоний, не полагаясь на ноты.
- Используйте упражнения на распознавание интервалов, аккордов и гамм. Их можно найти в мобильных приложениях, например “Абсолютный слух”. Также полезно делать это не в контексте упражнений, а на конкретных произведениях.
- Присоединяйтесь к музыкальным сообществам (LaSeaMusic).
- Ходите на живые музыкальные выступления. Здорово, если на них не будет фонограмм и автотюнов.
Больше видео про музыкальный слух – по ссылкам ниже:
- John Kalligan – Как развить слух: вся суть сольфеджио за 10 минут.
- John Kalligan – Почему слух не развивается?
- John Kalligan – Зачем и как попадать в ноты?
- Зилков – Попадать в ноты сложно, но можно (и нужно). Упражнение.
- Зилков – 4 чувства ритма.
- Зилков – Как развить чувство ритма?
Школа музыки и вокала LaSea в Екатеринбурге – записаться на занятие
Спасибо за прочтение статьи) Мы старались, правда-правда) Понравилось? Поставьте звездочку внизу. А если хотите познакомиться с нами лично и научиться петь / играть / выступать – мы работаем для вас на ул.Мраморская,13. У нас живые уроки, посиделки, своя профессиональная сцена. Театр и музей музыки. К нам можно зайти после покатушек на Уктусе, отдыха в Бадене, шопинга в Глобусе или… просто так).