Лучший женский или мужской вокал – какой он?
Для ответа на этот вопрос не обязательно собирать жюри. Можно воспользоваться нашим чек-листом. В нем мы разделили вокальную технику на 6 блоков, а каждый блок – на 5 уровней. От начинающего до мастера. И расписали, что было бы неплохо знать и уметь вокалисту на каждом этапе своей карьеры.
Не нужно забывать, что кроме раскачки певческого голоса настоящий воин микшера и микрофона должен владеть сольфеджио, музыкальной теорией и актерским мастерством. А именно:
- Знать, что он поет,
- Уметь разобрать свою партию на фортепиано,
- Чисто проинтонировать мелодию и мелизмы,
- Покривляться и побаловаться на публику.
А еще, кроме певческого голоса может иногда потребоваться и речевой – чтобы общаться со зрителями между песнями и отвлекать красивыми сказками фанаток от басиста.
Итак, представляем вам наш авторский чек-лист для мастера вокала! Поехали!
Владение диапазоном голоса и работой голосовых связок
Начальный уровень:
- Нет понимания того, как работают голосовые связки, что такое переходные ноты и регистры. Человек просто кричит на грудном звуке, пока не сорвётся на фальцет. Не может продемонстрировать смену регистров, испытывает дискомфорт при этом.
- Атака звука и его начало неконтролируемы.
- Ровность звучания полностью отсутствует.
- Как таковой рабочий диапазон отсутствует. Есть пение в районе примарных тонов.
- Нет понимания природы звука.
Базовый уровень:
- Есть понимание, что разные участки голоса звучат и ощущаются по-разному. Может изобразить фальцет имитацией мульт-персонажа. Отсутствует физиологическое понимание смены регистров и работы голосовых связок.
- Атака звука неконтролируемая, однако безболезненная и склонная к правильности.
- Ровность и монолитность звучания отсутствуют, однако лишены резких и болезненных скачков. Хорошее начало для обучения.
- Рабочий певческий диапазон в районе октавы, базируется на хорошем разговорном диапазоне голоса.
Уровень развития:
- Есть явное понимание точки брейка.
- Как правило, начало звука и его характер подконтрольны: твёрдо, скрипуче, мягко, полушепотом. Ощущения все еще не систематизированы и не до конца осмыслены с точки зрения физиологии. Иногда встречается неконтролируемая атака.
- Ровность звучания может присутствовать на удобной тесситуре, но нет понимания необходимости этого.
- Рабочий диапазон максимально широкий исходя из разговорного голоса, и всё ещё не выходит за пределы октавы-полутора.
- Появляется понимание природы голоса – с началом процесса обучения или исходя из ранее имевшихся знаний.
Опытный уровень:
- Четкое понимание и ощущение регистров, атаки звука. Ошибки в переходе между регистрами и в атаке возникают редко. Одна из ошибок – подснятие. Звук остаётся на грудном регистре, однако связки могут чуть размыкаться, что может рождать позиционную лажу, ненужное придыхание.
- Рабочий диапазон в районе 70% от возможного.
- Ровность звучания может присутствовать, однако есть проблемные гласные. Чаще всего это звук «А».
Уровень мастера:
- Полностью развито осознанное переключение между регистрами. Есть чёткое понимание взаимосвязи ощущений и физиологии голоса. Рабочие регистры безусловно развиты и стабильны, легко переключаются и гармонично вписываются в художественность произведения.
- Атака звука не только полностью подконтрольна, но и художественно уместна. Например, варьирование типа смыкания для создания нужного оттенка голоса.
- Развит рабочий диапазон, в котором присутствует ровность, монолитность и отработаны неудобные, личные недостатки.
Владение дыханием и опорой.
Начальный уровень:
- Дыхание поверхностное, ключичное. Диафрагма практически не участвует в процессе дыхания, а пассивно поднимается вслед за грудью. Вероятно значительное втягивание живота. Задирание верха грудной клетки, плеч. Вдох происходит шумно, рывком, малым объемом.
- Отсутствует контроль дыхания, понимание его функций в голосообразовании и пении.
- Запаса воздуха не хватает на простую фразу до 10 сек.
- Сильно задирается гортань, зажимается нижняя челюсть.
- Вдох происходит исключительно ртом, вдох носом непривычен. Рот перед вдохом приоткрывается, даже если попросить вдохнуть носом.Металлический (скрипучий) или слишком сиплый тембр, нестабильный.
- Отсутствует полетность голоса.
- Отсутствует спокойная протяжка голоса.
- Быстрая утомляемость голоса, боль в связках (тупая в районе гортани), кукольный и искусственно завышенный тембр голоса, резкий дискомфорт, боль и/или срыв при попытке увеличить громкость, или выйти на бэлтовые ноты у женщин.
- Значительный недостаток подсвязочного и надсвязочного давления, отсутствие понимания их физиологии и ощущений.
- Динамика пения никак не варьируется и не контролируется.
Базовый уровень:
- Человек не поющий, но критических проблем с дыханием нет.
- Нет понимания функций дыхания в звукообразовании и пении.
- Отсутствует полетность голоса.
- Звук и тембр тупой, не полётный, скудный, нестабильный, ярко «любительский», «не фирмовый». Скорее всего опущена и перекрыта нёбная занавеска.
- Динамика контролируется слабо и больше интуитивно.
- Может протянуть простую фразу в районе до 15 сек.
- Звукоизвлечение безболезненное, не дискомфортное.
- Тип вдоха достаточно глубокий, не ключичный.
- Опора может проявляться в голосе при крике и удобных гласных, например, на скомпрессированной «И».
- Нет понимания необходимости опоры.
Уровень развития:
- Человек занимавшийся пением, вокалом, речью, дыхательными практиками или природник. Научился дышать либо по лекалу «строго в живот/грудь/носом/ртом», либо поёт и дышит правильно по наитию.
- Вдох осознан, глубокий.
- Нет вариативности дыхания в зависимости от художественной составляющей песни.
- Может протянуть простой звук до 20 сек.
- Тембр нестабилен. Слабо варьируется динамика голоса.
- Есть зачатки полетности голоса.Гласные звучат по-разному: «И» может звучать опёрто и скомпрессировано, а звук «А» поверхностно и бедно.
Опытный уровень:
- Человек поющий, дышащий осознанно, чувствующий опору, подсвязочное давление.
- Иногда может передавливать звук, недостаточно опереть его. Делая перерыв в занятиях, при смене самочувствия, возрастных переменах недостаточно контролирует голос.
- Может форсировать звук, иметь позиционную фальшь.
- Может протянуть простую фразу до 25 сек.
- Рабочий тембр стабилен.
- Простые упражнения могут начать казаться банальными, равномерность звучания отходит на второй план. Толком не распевшись, вокалист может приступить к произведениям в достаточно высокой тесситуре, как бы выдавливая звук.
- Есть полетность голоса. Но научившись пользоваться динамикой от пиано до фортиссимо, человек может потерять меру.
- Может не замечать патологических изменений в дыхании, звучании, опоре, что приведёт к травматизации голосового аппарата, смене привычки петь, дышать, искусственному пережатию для добавления импеданса. Рождается обманчивое ощущение мастерства, которое приводит к переоценке своих возможностей, уходу «вразнос», чувству посильности любого репертуара.
- Вдох осознанный, комфортный и не поверхностный.
- Опора присутствует, но бывает избыточной.
Уровень мастера:
- Процессы вдоха, выдоха, чувства опоры автоматизированы, осознаваемы, при идеально равномерном звуке.
- Голос полетный и “летит через оркестр”.
- Распределение дыхания равномерное, хватает на любые адекватные фразы (без ориентации на рекорды).
- Основной тембр полностью стабилен, «фирмовый».
- Во вдохе нет никакой спешки, приготовлений, человек готов начать петь «с ходу».
- Есть явный анализ себя и повышенные требования к своему звучанию. Человек остаётся «слушателем себя». Сам честно слышит и чувствует свои ошибки, способен сам их отработать. При перепроверке, например, чувства опоры стандартным тестом «кулак в бок», явно чувствуется рефлекторное напряжение выдыхательных мышц. При перепроверке стандартным «И-Э-А-О-У» на одной или двух нотах тембр равномерный, каждый звук вытекает из предыдущего, каждый звук на опоре, певуч и равномерен по динамике.
- Опора полностью подконтрольна и достаточна.
Владение украшениями голоса (мелизмами), жанровыми особенностями
Начальный уровень:
- Не способен петь мелизмы. При попытке петь вокалист не понимает фактуры мелодии и ощущения правильности звучания, чтобы добавить украшения.
- Вибрато для него сродни «качке» или блеянию.
- Расщепление – хрип как у алкоголика, до дискомфорта в горле. Могут возникнуть тезисы: «Хочу голос как у Лепса. Это мне нужно пить и курить?» (нет).
Базовый уровень:
- БОльшая ровность звучания и наслушанность дают понимание, что вокалист использует какие-то «украшения», не просто тянет звук.
- Возникает интерес и восхищение к тому, как это делается. При развитом от природы музыкальном и эстетическом слухе ИЗРЕДКА по наитию могут получиться некоторые украшения. Но отсутствует понимание их устройства.
Уровень развития:
- Принципиально может получиться сделать простые мелизмы, вибрато, но не всегда.
- Украшения могут пониматься интуитивно, особенно при развитом от природы музыкальном слухе. Начинает присутствовать понимание физиологии украшений и жанровых особенностей.
Опытный уровень:
- Может петь лёгкие и средние по сложности мелизмы.
- Вибрато должно присутствовать, но возможно требуется корректировка.
- Способен менять основной тембр по художественным требованиям. Владеет разными техниками звукоизвлечения.
- Возможна излишняя мелизматика, бесконтрольные эмоции, которые приводят, например, к разбалтыванию» вибрато к концу фразы, плавному ухудшению техники и потере голоса через пару десятков лет.
- Техника часто превалирует над художественным и музыкальным содержанием.
- Жанровые особенности (расщепление, придыхание и т.д.) присутствуют, но не имеют должного контроля.
Уровень мастера:
- Доступен весь арсенал мелизмов, украшений, жанровых особенностей. Подконтрольно и уместно.
- Точный баланс между техникой и художественностью. При абсолютно ровном звучании голосового аппарата, украшения дополняют содержание произведения, а не составляют львиную долю всей вокальной работы.
Оформление: фразировка и филировка голоса
Начальный уровень:
- Отсутствуют понятия о фразировке, перспективе звука, вокальном переносе, соединении звуков и слов, интонационном выделение главных слов. Данные элементы техники не применяются на практике.
- Пение по слогам.
- Редуцирование безударных гласных отсутствует.
- Случайное и неуместное экспрессивное выделение слов.
Базовый уровень:
- Разницы между первыми двумя уровнями практически нет. Эти понятия либо есть, либо нет. Изредка, при начитанности и образованности в русском языке, могут интуитивно выделяться главные слова, редуцироваться безударная гласная (пример – Ю.Клинских или В.Высоцкий). Но в этом нет системы.
Уровень развития:
- Минимальное осознанное понимание явления фразировки, филировки, вокальных переносов и т.д.
Опытный уровень:
- Человек слышит в большинстве песен лажу, пение по слогам и иные ошибки фразировки.
- В основном ошибки фразировки отсутствуют, но могут иногда проявляться.
- Может появиться гордыня и мнение о себе как о профессионале. Критика может восприниматься в штыки, с уничижением других певцов, с мнением, что петь нужно только определённым образом. Забывются культовые вокалисты, поющие технически спорно.
- Присутствует боязнь ошибки и страх оценки.
Уровень мастера:
- Понимание пения строится не только от мело-ритмических данных, а из совокупности музыки, художественной составляющей, и фразы как опорной точки.
- Поются не ноты, а цельные фразу. Соответственно отработаны и доведены до автоматизма фразировка, вокальный перенос, слитное пение.
- Однако! Имеются личные «шероховатости», из которых складывается индивидуальность. Например: тремоляция и полу-крик в очень драматичных и экспрессивных моментах, склонность к большей мелодекламации.
Умение работать со сценическим оборудованием
Начальный уровень:
- На сцене человек теряется.
- Неумение держать микрофон и корректировать его расстояние ото рта.
- Отсутствует понимание специфики работы микрофона, мониторов, ТБ при работе с колонками (не направлять микрофон на колонки – напр.).
- Информативность мониторов минимальна, вокалист не понимает, чего ему не хватает в звуке и просит выкручивать ползунок громкости до максимума.
- Неумение работать с микрофонной стойкой, пюпитром, с их настройкой под себя.
- Инстинктивное удаление микрофона при неуверенном пении.
- Затихание громкости пения от неуверенности.
- Неумение работать с музыкантами-инструменталистами или минусовкой, где и как вступать.
Базовый уровень:
- Из-за отсутствия зажимов, человек стремится к удобству в работе с микрофоном, стойкой, музыкальным сопровождением, легко учится на ошибках.
- Нет систематизированных знаний по работе на сцене с оборудованием и коллегами.
Уровень развития:
- Известны основные правила о работе с микрофоном.
- Слышит основные моменты удобства и неудобства в настройке микрофона, может попросить звукорежиссёра добавить шипящих, или басов.
- Артист уже сталкивался с настройкой положения микрофонной стойки, пюпитра, пел в караоке и без труда ориентируется в том, где вступать.
- Однако, внештатные ситуации (забыл текст, дал петуха, неадекватный персонаж в зале, что-то или кто-то упал и т.д.) – легко выводят из равновесия, рождают зажим, растерянность и дезориентацию в работе с оборудованием.
Опытный уровень:
- Человек уже сложился как вокалист, имеет сценический опыт, опыт работы в команде с инструменталистами, в работе с минусовкой, пюпитром, микрофонной стойкой и самим микрофоном.
- Может считать себя мастером, поэтому плохо реагирует на проблемы с оборудованием или нештатные ситуации, не может выкрутиться из ситуации. Сюда, например, относится кривой звукарь или лажающие инструменталисты. При этом вокалист продолжает петь, просто качество страдает.
- Не может увести точку внимания от технической части выступления к собственно пению, не может полноценно сконцентрироваться на последнем. А если это и происходит, случаются ошибки, нет возможности сконцентрироваться полностью на художественной составляющей.
- Нет игры, кайфа от пения, нет автоматизма.
Уровень мастера:
- Действия на сцене с оборудованием чётко обдуманы, отработаны и многократно повторены.
- Это позволяет отвлечься и сосредоточиться на художественной составляющей, параллельного взаимодействия с инструменталистами, обыгрывания шероховатостей, заигрывания с публикой, импровизируя. Как пример: настройка микрофонной стойки как часть шоу, с параллельным общением с залом, шутками и т.д.
Собственная аутентичность вокалиста
Начальный уровень:
- Нет осознания себя артистом, нет сформированного желания научиться петь «чтобы что?».
- Наслушанность в музыке нулевая, радио в машине как максимум.
- Непонимание специфики работы артиста-вокалиста.
- Незнание своих сильных и слабых сторон, умения пользоваться харизмой.
- Образованность либо в музыке и культуре, либо в большинстве сфер жизни слаба.
- Удовольствие от музыки получается либо через понятные цепляющие тексты, либо от впечатляющих громких звуков (басов), либо оценивается как музыкальное оформление.
- Мотивации такого человека к обучению: открыть/проработать что-то в себе, попробовать новое, покрасоваться на сцене, петь как *имя музыканта* (мотив: я тоже так хочу!).
Базовый уровень:
- У человека есть желание стать вокалистом, научиться петь, однако пока без серьёзной мотивации и целеполагания.
- Есть любимые композиции, группы, вокалисты, артисты. Есть цепляющая музыка, есть нелюбимая (появляется градация). Предтеча желания: «петь как…..».
- Появляется мотивация к освоению ремесла вокала, но нет абсолютно никакого представления о сложности и особенностях пути.
- Присутствует поверхностное понимание своих сторон как личности (стеснительный, взрывной, забывчивый и т.п.)
- Образованность выше, чем у обывателя.
- Есть базовые эстетические чувства: отличие красивого от некрасивого, рока от оперы и т.д.
Уровень развития:
- Учащийся осознаёт желание стать вокалистом, мотивация уже более серьёзная, но нет условной «конечной точки», нет понимания «чтобы что», но постепенно приходит к этому.
- Есть эстетические чувства относительно искусства, музыки. Появляются симпатии и склонности к определённым жанрам музыки, искусства, кино, живописи, литературы. «Обожаю славянскую тематику, давай Мельницу петь!»
- Приходят первые навыки в вокале, а вместе с этим осознание своих сильных сторон («удобнее петь не на улыбке лёгким звуком, а страдать и кричать»)
- Здесь учащийся впервые сталкивается с реальностью, насколько трудно или легко петь. Происходит либо перестройка задач, либо падение интереса.
Опытный уровень:
- Учащийся осознаёт себя вокалистом – хорошим любителем, либо стремится к профессионализму. Есть финальная точка стремления.
- Хорошо развито эстетическое чувство, есть любимые жанры музыки, песен.
- Развито знание своих сильных и слабых сторон.
- Постепенно отделяет себя от «хорошего любителя», намерен двигаться и развиваться дальше.
- От мастера отличает отсутствие целостности, умения включать скрытые резервы организма, «среднее» звучание, непонимание того, ЧТО конкретно хочется выражать в музыке. Развито подражание, но пока нет «своего».
Уровень мастера:
- Полное осознание себя профессиональным вокалистом.
- Отсутствие смущения, вера в себя даже через ошибки. Ошибки воспринимаются как опыт.
- Сформирован вкус к определённой музыке и искусствам, слабо выражен интерес к другим жанрам.
- Выражение на практике себя в музыке, желание выразить то, что хочется. «Особый взгляд» на музыку, пение.
- Задействование скрытых резервов выражения и познания себя. Кайф от исполнения, от работы вокалистом.
- Непринятие не укладывающихся в собственные ценности музыкальных вещей, лёгкая усталость и индифферентность к неинтересному.
- Мудрое и ироничное снисходительное отношение к любителям. Мудрое отношение к начинающим, желание помочь.
- Поиск чего-то нового в музыке, лёгкая тоска по определённым вещам : по эпохе рок-музыки, по бельканто в опере, по 80-м и т.д.
Школа музыки и вокала LaSea в Екатеринбурге – записаться на занятие
Спасибо за прочтение статьи) Мы старались, правда-правда) Понравилось? Поставьте звездочку внизу. А если хотите познакомиться с нами лично и научиться петь / играть / выступать – мы работаем для вас на ул.Мраморская,13. У нас живые уроки, посиделки, своя профессиональная сцена. Театр и музей музыки. К нам можно зайти после покатушек на Уктусе, отдыха в Бадене, шопинга в Глобусе или… просто так).