Открытие школы – Осень 2024

La Sea
  1. Главная
  2. »
  3. articles
  4. »
  5. Фортепиано не пианино? Обзор клавишных: история и современность.

Фортепиано не пианино? Обзор клавишных: история и современность.

Оглавление

Вьетнамские музыкальные флешбеки

Здравствуйте наши музыкально-одаренные друзья! Давайте погрузимся в мир восторга и хтонического ужаса, который помнят все ученики муниципальных музыкальных школ! О, эти прекрасные клавишные инструменты! 

Терминология. Клавишные, как ни странно, имеют клавиши, расположенные в определенном порядке и соединенные с комплексом рычагов. Они формируют клавиатуру. На этом их сходства заканчивается и начинаются различия. Спойлер: клавишные – это не только пианино.

Почему же эти чудесные инструменты должны вызывать ужас, спросите вы? Читайте статью до конца, но не захлебнитесь в пучине вьетнамских флэшбэков, если учились по классу фортепиано:

  • Ты в хроматических гаммах порядок пальцев выучил? Бессовестный…
  • Форте, фортиссимо, пьяно, ларго, престо, престиссимо, КРЕЩЕЕЕЕЕНДООО!!!
  • Так, завтра экзамен по итальянским терминам…
  • Ты произведение дома разобрал? Ясно, считаем вслух…
  • Педаль, педаль, педаааааль!

Так, вернемся в реальность. Какими же бывают клавишные инструменты? Вы удивитесь, но это не только пианино и рояль. Различают несколько основных групп клавишных:

  1. Ударно-клавишные и щипково-клавишные. К этой группе принадлежат наши любимые акустические фортепиано и рояль, а также клавесины и клавикорды.
  2. Электронные. Различные виды синтезаторов, электронных фортепиано, midi-клавиатуры, электроорганы.
  3. Духовые. Акустические органы.
  4. Язычковые. Баяны, аккордеоны, мелодики, гармоники.

Непосредственно клавиатуры инструментов могут быть двух типов: динамическая и статическая. На динамической клавиатуре пианист может контролировать силу нажатия. Соответственно – задавать громкость и акценты звучания инструмента. Статическая клавиатура позволяет только нажать или отпустить клавишу, а силу звука нужно контролировать другими приспособлениями. У синтезатора, органа, аккордеона, клавесина и фисгармонии клавиатура является статической. У фортепиано (в т.ч. электронного), клавикорда и челесты – динамической. Это означает, что по нотам фортепиано можно вдарить со всей силы и получить оглушительно-громкий аккорд. А с органом так не сработает…  

Чтобы узнать об этих чудесных приспособлениях побольше, обратим свой взор к истории.

Органы. Не человеческие

Первые упоминания о клавишных касаются органа (285-222 гг. до н.э.) и клавикорда (1396 г.).  Древние органы были поистине циклопическими сооружениями – их натурально строили, как здания. «Кнопки» были настолько большие, что приходилось нажимать их кулаком! Вот ведь мечта малолетнего музыканта – кулаками по нотам! А до этого, звук извлекали с помощью системы огромных рычагов и трубок.

Орган является первым известным духовым клавишным инструментом. Инструменты использовали в церемониале власть имущих и в богослужениях.

Устройство и принцип звукоизвлечения органов регулируется множеством средств и панелей. Даже представить сложно, что управлять этой махиной может один человек! В распоряжении музыканта:

  1. Пульт органа. Основной переключатель между разными средствами выражения звука. Позволяет переключать регистры.
  2. Мануалы. Клавиатуры для игры пальцами. У большинства органов от 1 до 7 мануалов.
  3. Педали. Игра ногами – носком или пяткой. Для этой клавиатуры пишут специальную партию на отдельном нотном стане.

И это далеко не все рычаги и кнопочки, которыми должен управлять органист.

Клавикорды – это не разновидность аккордов

Струнные клавишные явили себя миру в виде клавикордов. О, эти изящные камерные предметы искусства! По принципу звукоизвлечения клавикорд был наиболее похож на современное фортепиано.

При нажатии клавиши усилие передавалось на металлические струны и штифты, которые расщеплялись и издавали звучание. Мелодия получалась нежная и тихая, невозможно было на нем сыграть Третий концерт Рахманинова. Но при этом акценты звука все же имелись, мелодия могла проявиться как в крещендо, так и в деминуэндо.

Клавесин. Прекрасное мужское имя?

Исторические упоминания о нем датируются XV веком. Он является струнно-клавишным инструментом. Струны звучат в процессе защипывания плектром, сделанным из перьев или кожи.

Клавесин имеет форму продолговатого треугольника, струны расположены горизонтально, параллельно клавишам. В отличие от клавикордов эти инструменты могли иметь несколько клавиатур, расположенных одна под другой. Их тоже называли мануалы, как и у органов. Звук, издаваемый клавесином был довольно резким, но тихим, чтобы играть в больших помещениях. Поэтому самостоятельное звучание использовалось редко. Только в оркестре.

Аккордеон и баян. Семейство гармоник. Эти то тут откуда?

Удивительно, но аккордеоны и баяны тоже являются клавишными инструментами – язычковыми. Управляются они двумя клавиатурами и мехами. Звук извлекается при прохождении воздуха из мехов через язычки, которые вибрируют при этом. На таком же принципе работают и мелодики.

Самые давние упоминания об язычково-клавишных инструментах относятся к началу 19 века. Огромную популярность гармоники снискали в 20 веке. Небольшой и сравнительно легкий аккордеон можно было носить с собой в любых ситуациях. На них играли на действующих фронтах сражений, в географических экспедициях и путешествиях.

Пианино. Наконец-то первый знакомый клавишный инструмент!

К XVIII веке у музыкантов и композиторов остро возникла потребность в новом необычном инструменте. Запросы были непросты: выразительность, не уступающая скрипке и огромный диапазон возможных средств проявления творческих эмоций. Инструмент должен был звучать раскатисто громко «форте-фортиссимо». А также предельно точно и отрывисто «стоккато».

Отзываясь на этот запрос, в 1709 итальянец Бортоломео Кристофор сконструировал первое фортепиано. Сам создатель характеризовал свое изобретение, как «клавишный инструмент, который играет громко и тихо». Дословно “форте” – громко,  “пиано” – тихо. У прототипа не было механизма педалей. Нажатие клавиши вызывало движение молоточка и удар по натянутой струне. Возвращатель позволял молоточку и клавише занять первоначальную позицию. В чуть более поздних версиях фортепиано были введены демпферы (глушители) и механизмы, позволяющие нажимать клавишу наполовину. Эти дополнения позволили создавать тянущиеся звуки, вибрато, мелизмы и тремоло в звучании музыки.

В более поздних версиях инструмента была введена система педалей для игры ногами. Правая педаль получила название «forte» и позволяла сделать звуки громче и растягивать звучание. При нажатии поднимались все демпферы (глушители) и струны вибрировали громче. Отпускание педали опускало и демпферы. Левая педаль сдвигала молоточки вправо и они били по струне в другом месте. В результате звук изменялся на более тихий и мягкий.

Фортепиано… Пианино… Совсем запутали! Это что, не одно и то же?

Раскроем вам тайну века, чтобы больше никто не мучился недопониманием. Чем же все-таки отличаются друг от друга  фортепиано и пианино? И почему рояль это отдельный инструмент, а не «большое пианино»? Все просто, друзья:) Фортепиано – это сборный термин, объединяющий струнно-клавишные инструменты с  системой молоточков, бьющих по струнам.  Как такового инструмента, под названием «фортепиано» не существует. Пианино – это клавишный с вертикальным расположением струнной деки. То есть перпендикулярно клавиатуре.  Такая конструкция позволяет компактизировать размеры без потери в качестве звука.  Чаще всего используется для кабинетного музицирования, обучения, более камерного звучания. Те самые Элегии, Уралы и Этюды из детства, как раз являются пианино. Рояль (см. далее) – это тоже фортепиано, с горизонтальным расположением струнной деки – параллельно клавиатуре. Габариты этого прибора, несомненно, больше, что позволяет увеличить диапазон и объем звучания. За счет всего этого рояль является концертным инструментом, который может звучать на огромную аудиторию. А еще пианино имеет обычно только две педали для игры ногами, а рояль целых три.

Рояль – «королевское фортепиано».

Клавишный инструмент, струны, дека и клавиатура которого расположены горизонтально в одной оси. Звук извлекается при ударах войлочных молоточков по струнам. Современный рояль – это заслуженный король музыкальных инструментов. Клавиатура рояля способна охватывать огромный диапазон звучания, при этом имея отличные динамические возможности по выражению звука. Управление инструментом понятное и наглядное, октавный принцип одинаковый по всей раскладке в визуальном исполнении и аппликатуре.

С помощью рояльной клавиатуры очень удобно изучать теорию музыки и сольфеджио.

MIDI-клавиатуры, синтезаторы, электро-фортепиано.

Самые юные представители группы клавишных. Главное отличие от акустических инструментов кроется в принципе возникновения звука. Его источником в данном случае будет динамик. Звуки при этом предзаписаны. Электронная составляющая звука позволяет моделировать различные тембры, диапазон и высоту звука. Можно имитировать звучание различных инструментов: флейта, орган, трубы, да хоть гобой! Накладывать различные спецэффекты. Из полезных свойств:

  • Компактность и мобильность. Можно носить с собой, вообще не переставая;
  • Огромный функционал. можно сыграть все партии симфонического оркестра на одном инструменте. Легко обрабатывать музыку, можно записывать партии прямо во время их исполнения, микшировать звук.

Логично, что электронные клавишные имеют свои положительные характеристики. А  в чем же их различия?

Миди-клавиатура – это многофункциональный прибор, который позволяет записывать партии различных инструментов. Однако как самостоятельная единица, отдельно от компьютера или ноутбука, миди-клавиатура работать не может. В ней отсутствуют колонки и тембры, весь звук может идти только через компьютерную гарнитуру. Однако для звукооператорской и звукорежиссерской работы этот инструмент незаменим.

Синтезатор же является полноценным и автономным инструментом: тембры, эффекты, колонки у него имеются. Хорошие модели синтезаторов могут работать в режиме миди-клавиатуры, с подключением к ПК. Однако его работа в этом режиме не буде достаточно быстрой и качественной. Синтезатор – это инструмент для живых выступлений, концертов, работы с вокалистами.

Цифровое пианино – это вообще отдельный зверь. Представьте себе, что человечество изобрело электронный аналог вашего домашнего кота. Электронный кот умеет говорить как человек, охранять как стая собак и ласковый, как мягкая игрушка. Представили? А теперь заставим электронного кота копировать обычного домашнего котейку. И чтобы было похоже! Принцип примерно такой же.

Цифровое пианино – это электронный клавишный музыкальный инструмент, который предназначен, чтобы максимально копировать своего акустического брата. Только вот звук у электронного аналога не такой красивый, корпус не деревянный. Цифровое пианино имеет большую октавность, нежели синтезаторы: 88 клавиш против 61. Ну и клавиши у цифрового пианино более тяжелые, нажимать нужно с усилием, в отличие от синтезатора.

Однако всегда остается небольшой нюанс электронных приборов – этой музыке как-будто всегда не хватает толики души:) Нет шершавости, маленьких несовершенств, тонких акцентов эмоций, которые и создают шарм акустической музыки. Но это, несомненно, исключительно философский вопрос.

В сумме все перечисленные в статье факторы привели к тому, что именно клавишные стали основой для создания и моделирования музыки. А так же главным междисциплинарным инструментом (сольфеджио, хор, аккомпанемент). Это значит, что учеников музыкальных школ любых специальностей так или иначе учат играть на фортепиано.

Нажми для оценки
[Голосов: 2 Среднее: 5]