Открытие школы – Осень 2024

La Sea
  1. Home
  2. »
  3. Музей
  4. »
  5. Азербайджанский саз – струнный плекторный музыкальный инструмент

Азербайджанский саз – струнный плекторный музыкальный инструмент

Четыре важных дела есть для каждого из нас: наука, слово, пение и саз.
Исмаил Хатаи.

Саз – азербайджанский плекторный музыкальный инструмент, символ тюркского мира. Играют на сазе прежде всего ашуги, продолжатели традиций озанов.

Раньше слово «cаз» использовалось для обозначения музыкальных инструментов в целом. Другое значение «cаз» – исправный. Поэтому применительно к инструменту его можно использовать в смысле “настроенный”.

Азербайджанский саз - струнный плекторный музыкальный инструмент

Изначально сазы были маленькие и имели одну струну. Позднее сазы стали больше и длиннее. Инструменты подразделялись по размерам и количеству струн:

  • До 1500 мм – баш тавар или ана саз, число струн 12.
  • до 1100 мм именовались тавар или бёюк саз, они имели 8-11 струн. 
  • до 900 мм – орта саз, с 8-9 струнами.
  • До 800 мм – оркестр сазы, с 5-6 струнами.
  • до 700 мм – джуре, голтуг или подмышечный саз, у него было 4-5 струн.

Корпус саза изготавливался из срезанного осенью и выдержанного 2-3 месяца тутового дерева,

Шейка делалась из орехового дерева. Чтобы инструмент звучал хорошо, шейку иногда делали пустотелой. Такие сазы получили название  «хатабенди» или «хакебенд». Гриф шейки снимали, шейку выдалбливали, бросали туда несколько маленьких дробинок (гырма), после чего наклеивали гриф на прежнее место.

Приклад изготавливался из тутового, абрикосового или орехового дерева. К нему прикреплялись корпус и шейка.

Дека выпиливалась из тутовника или дуба и выравнивалась. Чтобы средняя часть деки не оседала, ее обжигали на огне. Для лучшего и сильного звучания саза под струнами на деке проделывали 5-6 небольших резонаторных отверстий.

Плекторы делали из коры кислой черешни или вишневого дерева.

На задней части корпуса для закрепления нижних концов струн размещалась небольшая планка (аяг, дараг) из кости, металла или дерева. На шейку навязывались ладки (пэрдэ) из тонкой кишки барана (кириш). Позднее на смену жилам пришла капроновая нить.

Количество ладков у сазов – от 8 до 15. Каждый из них имел названия, передаваемые из поколения в поколения и характеризующие их положение на шейке, звуковой ряд саза и высоту звука.

Чтобы рука, удерживающая плектр, свободно двигалась, и исполнитель не уставал, саз удерживался у груди при помощи небольшого ремня.

Звуки саза поднимали воинственный дух, украшали свадебные пиршества и духовно обогащали людей.

Посмотреть азербайджанский саз вы можете в музее музыки LaSea.

P.S. Похожий есть в музее востока на ВДНХ в Москве, но с трещиной во всю деку. А у нас красивенький и целый, бе-бе-бе)))

Азербайджанский саз - струнный плекторный музыкальный инструмент
Нажми для оценки
[Голосов: 2 Среднее: 5]