Открытие школы – Осень 2024

La Sea
  1. Главная
  2. »
  3. articles
  4. »
  5. История рока ч.2. Это советский рок, детка!

История рока ч.2. Это советский рок, детка!

Оглавление

Громовые раскаты рока 80-х в СССР

Первую часть обзора истории рока мы закончили в СССР. И всё было не так гладко, как хотелось бы. Цензура, отсутствие материальной базы, гонения и волнения. Рок как одуванчик пытался прорости через толщу асфальта идеологии советской власти. Громовые раскаты рока смогли переломить ход этой истории только в 1980х годах.

До этого времени легально прорваться на сцену смогли лишь некоторые советские композиторы. Самые известные рок-оперы того времени – «Орфей и Эвридика» и «Юнона и Авось» мы категорически вам советуем к прослушиванию. Они и в современной интерпретации не растеряли своей самобытности.

Власти не могли смотреть сквозь пальцы на движение, набирающее популярность среди молодого поколения. И в 1981 году был открыт первый рок-клуб СССР – Ленинградский.

Это позволило власть имущим упорядочить хаос и держать под наблюдением большинство местных групп. Музыканты взамен получили возможность официально давать концерты и записывать альбомы. Естественно, обязательным условием выступления на большой сцене являлось заключение трудовых и коммерческих отношений с филармониями и прочими музыкальными учреждениями: Москонцертом, Ленконцертом.

В 1983-1985 годах в истории отечественного рок-движения началась черная полоса. Проведение концертов без договоренностей (естественно – финансовых) с государственными структурами было прямой дорогой в места не столь отдаленные. Без украл и выпил. Сразу в тюрьму. Началась охота на ведьм. Угадаете, какие группы были запрещены? «Альянс», «Кино», «ДДТ», «Браво», «Аквариум» и многие другие. Как популярные, так и не очень.

Уже можно! Как разрешили рок в СССР

Более того, Министерство культуры и ЦК КПСС приняли решение удалить жанр рок-музыки из реестра Советской культуры. Началась масштабная проверка, а затем и цензура репертуара ВИА. Кто знает, в каком виде русский рок дошел бы до нас, если бы не «оттепель» 1985 года. Во время перестройки рука, сжимавшая горло музыкантов, расслабилась.

Рок клубы росли как грибы после дождя. Музыкальные коллективы боролись за право быть услышанными. Историки ломали перья и карандаши в неистовом желании просвещать. Журналы печатались быстрее, чем редакторы вносили правки в текст. Гремели на всю страну рок-фестивали. Самыми известными центрами русского рока стали Ленинградский, Московский и Свердловский. При этом, каждый из них имел локальные особенности, как в музыке, так и в общей организации.

Ленинградский рок-клуб

Ленинградский клуб был основан в 1981 году. Отсюда произросли Пикник, Аквариум, Зоопарк, ДДТ, Бригадный подряд, Автоматические удовлетворители (да простит меня редактор), Кино, Алиса и многие другие коллективы.

Рок-клуб Ленинграда являл собой сообщество с качественной организацией и широко известными участниками. Борис Гребенщиков к тому времени был известен на весь Союз, а Андрей Тропилло создал первую частную (вдумайтесь, частную в СССР!!!) студию звукозаписи.

Фишкой Петербуржцев было акустическое звучание музыки, что позволяло прекрасно вписаться в формат «квартирников» и в целом сближало Питерские группы с «традиционным» роковым звучанием.

Интересной особенностью Ленинградских рок-бэндов был серьезный интерес к различным областям искусства – театру, литературе, кино. Культурная столица, как никак. Это свойство находило отражение как в текстовом, так и в музыкальном творчестве групп.

Московский рок-клуб

Московский клуб подарил нам такие группы как Воскресенье, Машина времени, Крематорий, Ногу Свело!, Бригада С (один из творческих коллективов Гарика Сукачева).

Отсюда растут ноги у некоторых первопроходцев хэви-металла – Круиз, Коррозия металла, Черный обелиск и Ария. Ну куда без нее.

Пока Санкт-Петербург отстаивал звание культурной столицы, Москвичи во всю «рубили бабки». Нет, не как Распутин. Московская рок-сцена была более неформальной и менее организованной. Музыканты творили обособленно от общих течений и веяний.

Каждая группа была особенной и имела неповторимый облик. Как музыкальный, так и визуальный. Творчество Москвичей в противопоставление серьезным Ленинградским коллективам было подчеркнуто несерьезным и существовало в отрыве от реальности.

Свердловский рок-клуб.

Свердловская тусовка, как и население Свердловска относительно двух столиц, была небольшой. Уральский рок, несмотря на географическое расположение, серьезно подвергся влиянию иностранного творчества. Сложные аранжировки, ведущая роль клавишных, немного психоделики. Наутилиус Помпилиус и Агата Кристи являются великолепным подтверждением сказанного выше.

Менее известные локации, но не менее известные группы:

  • Гражданская оборона – детище сибирского сообщества. Предками, естественно в области музыкального искусства, сибиряков стали панк и постпанк группы, родом из Америки.
  • Сектор газа – Воронеж. Двумя словами – «колхозные панки». Не двумя словами – смесь фолка, славянской музыки, панк и хард-рока, металла, рэпа и всего, что еще можно впихнуть… куда? – Можете поискать в текстах группы, найдете 100%.

Множество прекрасных групп осталось за рамками нашего пера. Но как без интриги и недосказанности…

В качестве заключения.

Зная историю СССР кажется логичным, что за границей о советской рок-музыке стало известно только после развала СССР, но это не так. Низкий поклон Джоанне Стингрей (жене Юрия Каспаряна, группа «Кино»), проложившей мост между культурой СССР и всего мира.

В 1986 году в США выпустили альбом «Red Wave». Символичненько, не правда ли? Туда вошли записи Аквариума, Алисы, Кино и других значимых советских рок-исполнителей того времени.

Альбом был тепло принят иностранной публикой. Министерство культуры СССР подсуетилось и советские исполнители получили право выступать в других странах и кооперироваться с зарубежными музыкантами.

История рока ч.2. Это советский рок, детка!

Парадокс в том, что популяризация русского рока привела к его упадку. Рок перестал быть культурой протеста. «Не можешь победить – возглавь». Машина шоу-бизнеса начала поглощать всё, до чего смогла дотянуться.

Исполнители, которые не приносили прибыль и не собирали стадионы остались где-то на периферии рок-сцены. Множество групп распалось после смерти их основателя или переезда участников за границу. Распались Зоопарк, Кино, Наутилиус, Круиз, Секрет, Парк Горького и другие.

Из 30 популярнейших коллективов, вошедших в список Легенд русского рока до середины 2000-х годов добралась только половина.

Переход в 21 век подарил нам множество панк и гранж исполнителей. Пилот, Наив, Lumen, Тараканы, Король и Шут. В это же время стали популярны бритпоп и и рокапопс. Не путать с симпл-димплом! Это Би-2, Мумий Тролль, Сплин, Земфира. Строй тяжелой музыки пополнился power и симфо- исполнителями – Арда, Эпидемия, Catharsis. Появилось множество фолк исполнителей. Читайте о них в статье «необычные инструменты в рок-музыке».

Это явление в дальнейшем назовут «новой волной» русского рока.

А в это время рок за бугром…

А теперь заглянем за кулисы железного занавеса и окунемся в океан истории иностранного рока. Отцами рок-н-ролла принято считать афроамериканцев. Самые известные из них это Чак Берри, Литтл Ричард и Бо Диддли. Каждый из них привнес в мир музыки что-то своё. Литтл Ричард стал прародителем гаражного рока и раннего панк-рока. Чак Берри отличался вниманием не только к музыке, но и к собственному имиджу.

Переломить утверждение, что рок-н-ролл это музыка «черных» смог Элвис Пресли. Можно сравнить Элвиса в рок-н-ролле с Эминемом в рэп-музыке. Они оба считались «белыми» воронами, но смогли добиться уважения и принятия от «коренных» музыкантов.

История рока ч.2. Это советский рок, детка!

В Британии рок-музыка зарождалась с опорой не на блюз и кантри, как это было в США, а на скиффл (не скиттлз!). Дабы не тратить Ваше время на долгие объяснения, что это такое – для тех, кто в теме, достаточно вспомнить серию Том и Джерри, где в качестве ритм-инструмента использовалась стиральная доска.

А для тех, кому действительно интересно – скиффл это смесь фолка с диксилендом. Короче, стало понятнее, ага. Если взять троих начинающих музыкантов, выдать им гитару, гармонику и стиральную доску, получим что-то похожее на скиффл.

Среди британских скиффл групп интерес представляют The Quarrymen и Eddie Clayton Skiffle Group, основателями которых были Джон Леннон и Ринго Старр.

А первыми британскими рокерами стали Клифф Ричард, Вилли Харрис, Билли Фьюри и Стил Томми.
В 1957 году в США Линк Рей записал песню Rumble, в которой впервые был применен эффект фузза (прадед дисторшна и овердрайва). Этому же человеку обязан своим появлением жанр сёрф – рок с использованием гавайских гитар и применением эффекта вибрато.

Стал ли британский рок популярным? Битломаны могут однозначно ответить на этот вопрос. Существует даже термин «британское вторжение» – заражение людей США вирусом «битломании». Стоит так же вспомнить о The Animals и The Rolling Stones, на музыку которых серьезное влияние оказал ритм-энд-блюз. Музыка и стиль Роллингов были агрессивнее, чем у Битлов.

Прародителями более тяжелых жанров принято считать The Kinks и The Who. Обе группы отличались тяжелым звучанием и агрессивным внешним видом. Коктейль дополнялся остросоциальными текстами и крайне энергичными выступлениями на сцене.

Примерно в это же время, а говорим мы о 1960-1965 годах, в Америке стали появляться фолк-рок и кантри-рок исполнители. Одной из знаковых персон жанра фолк-рок был Боб Дилан. В своих текстах он затрагивал множество философских и социальных тем. Вы ведь помните, что одна из сторон рока – это протест?

История рока ч.2. Это советский рок, детка!

Глядя на Боба, Buffalo Springfield – вторая по популярности фолк-группа того времени дала начало кантри-року. В Британии Алан Стивелл, один из творцов электрик-фолка перешел от исконно Британского звучания к Кельтским мотивам и породил кельтский фолк. Детищем фолк и сёрф-рока стал поп-рок.

История рока ч.2. Это советский рок, детка!

Создается впечатление, что в 20 веке проводился конкурс по выведению новой рОковой породы. Жанры и поджанры рока скрещивались один за другим иногда в абсолютно нелогичных сочетаниях: глэм-рок, поп-рок, сёрф-рок.

Интересно, что прямым предком панк-рока является не гаражный рок, а прото-панк. Хотя некоторые и не считают его отдельным жанром и не всегда относят к року, потому что играли в этом жанре кто хочет и как хочет. А не это ли настоящий панк-рок?))).

В 60-70-х годах прошлого столетия появилось огромное, ОГРОМНОЕ, количество поджанров рока: прото-панк, панк-рок, гаражный рок, фрик-бит, мод-рок, психоделический рок, поп-рок, рок-авангард, блюз-рок и многие другие.

1970-е годы считаются расцветом тяжелых направлений. Гремели на весь мир риффы Deep Purple, Queen и конечно же Led Zeppelin. Deep Purple подарили нам хард-рок, Дэвид Боуи пробивал дорогу для «гламура» (глэм-рока, конечно же), среди серьезных, психоделических или просто философских музыкантов. Sex Pistols оседлали волну панк-рока, Игги Поп плыл по течению пост-панка.

Вся прелесть в том, что за 50 лет каждое десятилетие приносило что-то своё. На пике популярности были самые разные жанры рока, а с ним менялись и сами люди. Менялись поколения «модов», «глэмов», «рокеров», «панков», «артов» и прочие суб- а где-то и целые культуры. Появлялись и оставляли свой след в истории.

К концу столетия на фоне набирающей популярность «попсы» у рок-музыки наметились некоторые проблемы. Но внезапно альтернатива попала в мейнстрим и всё закрутилось по новой.

В 1990-х альтернатива стала «хайповой». Наверное, опасно использовать в статье про рок новомодные словечки. Nirvana подарила нам хоть и не долгие, но прекрасные годы творчества. Группа существовала с 1984 по 1994, но ее музыка не только осталась в истории, но и популярна по сей день.

Как мы говорили выше, рок стал терять некую часть своей протестной идеи. Появились более легкие и народные жанры: брит-поп – естественно, Blur и Oasis или инди-рок, который представляли Radiohead, Placebo, Coldplay и Muse.

В дальнейшем популярность этих жанров набирала обороты – Franz Ferdinand, Avril Lavigne, Arctic Monkeys. К ним присоединились Red Hot Chili Peppers, которые творили на стыке рока, панка и фанка, и внезапно выстрелили, оставаясь на верхушках рейтингов по сей день.

Начались очередные эксперименты по скрещиванию рок-музыки с электронной. Некоторые результаты были весьма успешны с точки зрения коммерции. Prodigy детище одного из таких экспериментов. Как и жанр бигбит в целом.

Чтобы проследить историю рока 1990-х можно к каждому жанру добавлять поп – не прогадаете. Альт-поп, поп-рок, поп-панк и так далее.

Примером «попсовых панков» можно считать Green day и Offspring, хотя термин поп-панк применялся еще в 1970.

Кажется странным сочетание понятий панк и мейнстрим, но историю не перепишешь. На волне популярность Green day и Offspring и в целом коммерческого успеха поп-панк появились многие известные группы: Blink 182, Sum 41, например.

Нельзя сказать, что у более тяжелых жанров всё было плохо. Единственным изменением стал переход от классического металла и хард-рока к альтернативному и нью-металлу, по аналогии с поп-роком и поп-панком.

Наступает пора для «тяжелых» экспериментов. Хотя первые альтернативно-металлические группы Nine Inch Nails и Ministry гремят на весь мир, они положили начало огромному пласту музыкального искусства и заложили основы экспериментаторства. Tool миксовали металл с арт-роком, Rage Against The Machine исполняли рэп-кор (металл + рэп), Incubus мешали металл с фанком.

Примерно в 1995 году появился жанр ню-металла, основы которого были заложены ребятами из Korn. Расцвет нью-металла приходится на 1998 год: System of a down, Limb Bizkit, Papa Roach, P.O.D., Linkin Park, Static-X, Disturbed, Slipknot… Угадайте, фанатом какого жанра является автор!

К сожалению, сцена быстро перенасытилась исполнителями. А это в свою очередь привело к заполнению рынка музыкальными записями низкого качества и общим ухудшением отношения к нью-металлу.

Теперь уже точно заключение.

Первое десятилетие 21 века не несет какого-то интереса с точки зрения истории рока. Ни одного крупного жанра за это время не появилось. Повсеместное развитие интернета одновременно снизило популярность компакт-дисков и прибыль музыкальных коллективов. Оно не дало альтернативы, так как торговля на музыкальных площадках в интернете еще не развилась до уровня сегодняшнего дня.

Это, наряду с интернет-пиратством, привело к серьезным потерям прибыли для музыкантов. А вместе с возросшей популярностью поп-музыки это отодвинуло рок на отдельный пьедестал со своими чартами и фанатами.

Смотрите еще видео по истории русского рока

Нажми для оценки
[Голосов: 2 Среднее: 5]